ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

К.э.н., ст.н.с. Центра Иберийских исследований
И.Г Синельщикова

Иммиграция и иммиграционная политика в Испании: пути решения проблемы

 

Иммиграция становится в наши дни одной из важнейших составляющих жизни испанского общества.

С начала нового тысячелетия страна демонстрирует одни из самых высоких в мире темпов ее роста.  Начиная с 2000 г. в Испанию ежегодно въезжает 500 – 600 тыс. чел. В настоящее время по притоку иммигрантов страна занимает второе место в мире  (после США) и первое в Европе. По данным Министерства труда и иммиграции на начало 2008 г., численность официально зарегистрированных иммигрантов составляет 4,5 млн. чел., а общая их численность  (вместе с нелегалами) оценивается в 6 млн. чел.  При этом доля иммигрантов в ее населении  достигла почти 10%. По этому показателю Испания также лидирует среди стран Евросоюза.

В настоящее время Испания принимает почти ¼ всех иммигрантов, въезжающих в страны Евросоюза, хотя ее население составляет немногим более 10% от населения этого региона. По прогнозам Национального института статистики, при сохранении существующих темпов иммиграции к 2020 г. в стране будет проживать свыше 15 млн. иностранцев, что составляет 1/3 от ее нынешнего населения. Таким образом, Испания может стать европейской страной с наибольшей долей иммигрантов как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Почему именно Испания становится в наши дни основным центром притяжения дл тысяч иммигрантов из разных частей света? Ответ на этот вопрос следует искать прежде всего в испанском миграционном законодательстве, являющимся в целом весьма привлекательным для иностранцев, о чем свидетельствуют результаты сравнительного анализа, осуществленного Британской группой по миграционной политике. Данные исследования показывают, что Испания занимает в этом отношении второе место среди стран Евросоюза после Швеции. Особенно «сильными» сторонами испанского Закона об иностранцах, с точки зрения респондентов, являются следующие: возможность продления большинства разрешений на работу, а также возможность остаться в стране после истечения срока контракта для нахождения новой вакансии.

Курс правительства социалистов на либерализацию иммиграционной политики наиболее наглядно проявляется в так называемой «амнистии» или мерах по чрезвычайному регулированию (regularización extraordinaria). Суть этих мер заключается в предоставлении нелегалам временного разрешения на жительство (с возможностью его последующего продления) или даже разрешения на постоянное проживание в Испании.  Президент Испанской федерации иммигрантов колумбиец Диего Матис говорит, например, следующее: «Главное – въехать в Испанию и перетерпеть, работая пусть даже на нелегальном положении пару лет…Правительство все равно даст тебе бумаги. Это только вопрос времени».

Серьезную критику у оппонентов вызывает также так называемый «семейный миграционный проект» нынешнего правительства. Новая редакция Закона об иностранцах разрешает воссоединение иммигранта с супругой (супругом) или несовершеннолетними детьми в случае, если он прожил в стране более года на легальном основании. Правительство Сапатеро придает программе воссоединения с семьей большое значение, полагая, что это «способствует интеграции иммигранта в принимающее общество и снижает риск его социальной изоляции».
Проблема интеграции иммигрантов занимает одно из центральных мест в миграционной политике социалистов. По их мнению, одним из важнейших условий для интеграции является равный доступ к социальным благам, а достаточный образовательный уровень и возможность получить работу являются важнейшими предпосылками для обеспечения интеграции.

Согласно испанскому законодательству, обязательным школьным образованием должны быть охвачены все дети от 6 до 16 лет. Для адаптации  переселенцев в стране создана сеть специальных центров приема и обучения иммигрантов (aulas de acogida), где школьники проходят предварительную подготовку в течение 3 – 4 месяцев.
Большое внимание уделяется правительством социалистов обеспечению иммигрантов социальным жильем. По данным Министерства труда, число иностранцев, подключенных к системе социального обеспечения, составило в 2008 г. более 2 млн. человек. В Испании строят в настоящее время больше социального жилья, чем во Франции, Германии и Великобритании.

 Особую проблему представляет интеграция иммигрантов-мусульман, которых в Испании уже более 1 млн. человек. Пример Франции и некоторых других стран ЕС показывает, что мусульманские иммигранты, не интегрированные в принимающее общество, могут представлять серьезную угрозу.
В то же время вопрос об ассимиляции мусульманского населения здесь не ставится. ИСРП не считает возможным запрещение в стране религиозных мусульманских символов (как это, например, практикуется во Франции, Голландии и некоторых других государствах Евросоюза). В Испании нет арабских гетто, как, например, в Бельгии.

Согласно трудовому законодательству, работник-мусульманин имеет право часть испанских праздничных дней заменить на мусульманские. Ему предоставлено право прерывать на три часа работу по пятницам для соблюдения религиозных обрядов, а во время Рамадана заканчивать рабочий день на один час раньше. Государство обеспечивает преподавание ислама для детей-мусульман как в государственных, так и в частных учебных заведениях, предоставляет возможность и условия для совершения намаза в местах работы и учебы.

Такой подход к мусульманской проблеме  вызывает критику со стороны оппонентов из Народной партии. Они считают, что мусульмане в Испании имеют привилегии, которыми не обладают католики, составляющие религиозное большинство страны и представители других концессий, например, православные.
Таким образом, либеральная иммиграционная политика социалистов является основной притягательной силой для всех переселенцев. Что касается выходцев из Латинской Америки, то в этом случае добавляется фактор культурной идентичности, знание языка, родство крови. Для иммигрантов из стран Магриба – это еще и благоприятный географический фактор.

Иммиграционная политика правительства социалистов, политика «открытых дверей», как ее называют оппоненты, в последние годы вызывает все большую критику. Усиление протестных настроений связано с общим ухудшением экономической ситуации в Испании. Естественно, не так просто «переварить»  шестимиллионную армию иммигрантов, особенно в условиях экономического спада.

Проблема иммиграции стала одной из ведущих дискуссионных тем во время предвыборной кампании в марте 2008 г. Народная партия, возглавляемая Мариано Рахоем, выступила с довольно жесткой программой, направленной на ограничение притока в страну иммигрантов, в том числе легальных, и их отбор на основе системы контрактации рабочей силы и ее строгого квотирования.

 Программа предусматривает ежегодное предоставление иностранцам определенного количества виз,  выдаваемых, с одной стороны, в соответствии с потребностями национальной экономики, с другой стороны, с «адаптационной способностью» иммигранта. Таким образом, изначально переселенцы ставятся в неравноценные условия, так как способность к адаптации к местным условиям, или другими словами к интеграции, у латиноамериканцев, естественно, значительно  выше. Выдача виз вместе с разрешением на работу должно осуществляться, согласно программе НП,  на основе подписания с претендентом специального «иммиграционного контракта».

Последний предусматривает:

1) обязательное знание испанского языка,

2) профессиональную пригодность,

3) знание испанского законодательства,

4) культуры, традиций и обычаев принимающей страны.

Испанская сторона оставляет за собой право в соответствии с указанным контрактом выдворять из страны иммигрантов, нарушающих его положения.

В иммиграционной программе НП  значительное внимание уделяется охране границ. В целях борьбы с нелегальной иммиграцией допускается репатриация нелегалов. В учебных заведениях  запрещается использование «религиозных символов, дискриминирующих женщин» (например, чадры).
Программа  Народной партии встретила понимание и одобрение не только определенной части испанского общества, озабоченного широкомасштабной иммиграцией последних лет, но и  за пределами страны, в том числе в Германии и  во Франции.

В свою очередь ИСРП выступила с резкой критикой программы М.Рахоя.  Особое неприятие вызвал пресловутый «иммиграционный контракт», названный Сапатеро «абсолютно бесполезным». По его мнению, единственный «контракт», который должны выполнять иммигранты – это соблюдение испанских законов. Контракт, предложенный Рахоем, являясь   фактически «точной копией» французского варианта, ставит перед собой другую задачу. Если в первом случае он был направлен против процесса воссоединения семей иммигрантов (то есть  использовался как превентивная мера для сокращения притока в страну новых переселенцев),  то в случае с Испанией он касается иммигрантов уже проживающих в стране на легальном основании. При этом, с точки зрения социалистов, практически все его положения уже прописаны в испанском законодательстве, кроме обязательного владения испанским языком. В ряде стран Евросоюза существуют специальные курсы для иностранцев с последующей их аттестацией, однако нигде это требование не закреплено юридически.

 

Фундаментальным принципом миграционной политики Испании является, на наш взгляд, достижение необходимого баланса между интересами государства и правами иммигранта как личности и как экономического агента. Несмотря на общую тенденцию к ужесточению миграционной политики в большинстве стран Евросоюза и в определенном смысле к ущемлению интересов иммигранта, Испания выбрала свой собственный путь в решении этой проблемы. Пожалуй, говорить об «испанской модели» миграционной политики преждевременно. Испания, в отличие от Великобритании, Франции и Германии, сравнительно недавно стала страной иммиграции, и ее модель находится пока в стадии формирования.

  Сложность проблемы иммиграции заключается в изменчивости ситуации, ее динамике, что делает разработку оптимальной миграционной политики крайне затруднительной. Отсюда – критика оппонентов и постоянное реформирование, изменения в миграционном законодательстве. Можно выделить несколько основных возможных направлений развития иммиграционной политики в Испании в ближайшие годы.
Испанское правительство будет вынуждено пойти по пути неизбежного ужесточения миграционного законодательства в целях упорядочивания широкомасштабных потоков переселенцев в свою страну и борьбы с нелегальной иммиграцией.
 

С другой стороны, государственная политика интеграции иммигрантов будет совершенствоваться и развиваться. Усилия испанского правительства будут, видимо, направлены также на обеспечение условий для реализации иммигрантами существующих прав и обязанностей, а также на их расширение. Одним из первых вопросов в этом плане может стать предоставление избирательных прав выходцам из стран, не являющихся членами ЕС, как важный шаг к их политической интеграции.

Другим направлением реформирования иммиграционной политики станет, видимо, все более активное подключение к решению проблемы стран-доноров на основе соответствующих соглашений, создания  и развития в них пунктов контрактации рабочей силы, усиления контроля за эмиграцией и т.д. Такая политика уже сейчас довольно активно проводится правительством  Сапатеро и будет, безусловно, расширяться.
Сокращение африканской иммиграции стало одной из ведущих целей турне по странам этого континента министра иностранных дел Моратиноса в январе 2008 г., который прошел под лозунгом «Если Испания не пойдет в Африку, то Африка придет в Испанию».

С проблемой иммиграции, хотя и косвенно, связана также активная политика инвестирования и экономического присутствия в странах Северной Африки, проводимая в последнее время правительством Сапатеро. Особенно привлекательной, с точки зрения испанских предпринимателей, является свободная экономическая зона в Танжере. Дешевая рабочая сила (зарплата здесь почти в 10 раз ниже испанской), низкие налоги, развитая инфраструктура, строящиеся промышленные парки – все это представляет большой интерес для испанского бизнеса. До 2012 г. правительство Сапатеро планирует создать в Танжере с выше 100 тыс. новых рабочих мест, что, с одной стороны, по его мнению, будет способствовать экономическому развитию Марокко, а с другой стороны, сокращению иммиграционных потоков (в том числе нелегальных) из этой страны в Испании.
И, наконец, одним из важнейших направлений иммиграционной политики Испании в ближайшей перспективе должно стать укрепление сотрудничества в этой области с другими странами Евросоюза. В ЕС до сих пор нет единой политики, которая включала бы комплекс мер как по регулированию легальной иммиграции и ее интеграции в местные сообщества, так и по борьбе с ее нелегальной составляющей. Практически отсутствуют общие нормы по охране границ, выдачи виз, репатриации нелегалов и т.д.

Осознавая, что проблема иммиграции является общеевропейской, правительство Сапатеро неоднократно  призывал страны Евросоюза к выработке единой иммиграционной политики. Испания предлагала также выделить часть средств из бюджета Евросоюза на 2007-2023 гг. на осуществление пограничного контроля, в том числе в Средиземноморье. Однако эти инициативы испанского правительства в ЕС не нашли широкой поддержки. Президент Франции Н.Саркози заявил, например, что страна, проводящая политику чрезвычайного регулирования, должна задуматься о ее последствиях. А министр внутренних дел Германии О.Шилли отметил, что Испания своей политикой создает «опасный прецедент» для всей Европы.
Эта тревога со стороны европейских соседей небезосновательна. Еще живы в памяти драматические события во Франции, Италии и Бельгии. Вместе с тем, в Европе все больше понимают необходимость тесной кооперации для решения иммиграционной проблемы. Рассматривается предложение об организации единого европейского пограничного контроля путем введения так называемой «голубой карты» (по аналогии с «зеленой картой» в США), которая должна фиксировать условия въезда иммигранта на территорию Евросоюза.

Правительство Франции внесло в начале 2008 г. предложение о создании так называемого «европейского иммиграционного пакта», предусматривающего ужесточение мер по охране границ (включая использование биометрических данных и создание европейской пограничной полиции), «отбор» иммигрантов и введение «иммиграционного контракта», аналогичного тому, что был предложен Рахоем. Эта тема станет, видимо, одной из центральных в следующее председательство Франции в Евросоюзе.  В случае принятия  таких жестких установок  действующая иммиграционная политика Испании подвергнется серьезному реформированию.
В Евросоюзе растет также понимание того, что миграция – процесс двусторонний, охватывающий как страны-доноры, так и государства-реципиенты. А это требует более широкого взаимодействия и партнерства всех заинтересованных сторон. В этом плане Испания, имеющая большой опыт сотрудничества с третьими странами (главным образом, государствами Северной Африки и Латинской Америки), могла бы стать «мостом» между ними и Евросоюзом в решении этой сложной совместной проблемы.

Иммиграция является своего рода «лакмусовой бумажкой» для выявления степени устойчивости испанского общества, способности его реагировать на дестабилизирующие факторы. От решения проблемы иммиграции во многом будет зависеть экономическая и социально-политическая ситуация в стране.

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005