ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ПАНОРАМА
ИЮНЬ 2009 года

 

  • Вступление в должность президента Сальвадора М. Фунеса
  • Визит Ф. Луго на Кубу
  • XXXIX сессия Генеральной ассамблеи Организации американских государств: противоречивые итоги и неоднозначные последствия
  • Перу: протест коренных народов Амазонии
  • VI саммит «Petrocaribe»: «нефтяная дипломатия» Венесуэлы
  • Развитие российско-венесуэльских отношений
  • Расширение ALBA
  • Досрочные парламентские выборы в Аргентине
  • Внутрипартийные выборы в Уругвае
  • Конфликт между ветвями власти и государственный переворот в Гондурасе


Вступление в должность президента Сальвадора М. Фунеса


1 июня 2009 г. Маурисио Фунес вступил в должность президента Сальвадора, став первым за всю историю лидером страны, представляющим левые силы. На президентских выборах 15 марта 2009 г. он обошел Антонио Саку, прервав двадцатилетнее правление правого Республиканского националистического союза (ARENA). На церемонии инаугурации среди других официальных лиц присутствовали наследник испанского престола принц Филипп, президент Бразилии Л.И. Лула да Силва, президент Венесуэлы У. Чавес, госсекретарь США Х. Клинтон, отметившая, что мирный переход власти в Сальвадоре – важный шаг на пути к демократии в Латинской Америке.


В своей инаугурационной речи М. Фунес назвал в качестве приоритетов своей администрации политику национального примирения и новый курс в международных отношениях. В частности, президент отметил, что его правительство намерено нормализовать дипломатические, торговые и культурные связи со всеми странами Латинской Америки, в том числе и с Кубой. После восстановления в марте 2009 г. дипломатических отношений между Коста-Рикой и Кубой Сальвадор оставался единственным латиноамериканским государством, не восстановившим отношений, прерванных в 1961 г. вскоре после победы Кубинской революции.


Восстановление дипломатических отношений с Кубой стало первым шагом новой администрации М. Фунеса и обозначило существенные перемены в политике Сальвадора.


А.Л.Чернышев


Визит Ф. Луго на Кубу


2 июня 2009 г. в Гавану прибыл президент Республики Парагвай Фернандо Луго, став десятым латиноамериканским лидером государства, посетившим Кубу в этом году. Целью официального визита стали укрепление сотрудничества в области здравоохранения и образования, а также обсуждение возможностей для установления торговых отношений. В ходе визита Ф. Луго провел встречу за закрытыми дверями с Р. Кастро, а также встретился с бывшим президентом Кубы Ф. Кастро.


Дипломатические отношения между Парагваем и Кубой были восстановлены в 1999 году. В 2003 г. Ф. Кастро посетил Асунсьон во время инаугурации президента Н. Дуарте. Основными сферами сотрудничества между двумя странами являются здравоохранение и образование. В настоящее время в Парагвае реализуется кубинский образовательный проект «Да, я могу» (Yo sí puedo) и офтальмологическая программа «Операция Чудо» (Operación Milagro), благодаря которой с 2005 г. удалось вернуть зрение более чем 10 тыс. парагвайцев.


Ф. Луго приехал на Кубу сразу после участия в работе Генеральной ассамблеи Организации американских государств (ОАГ), в ходе которой было аннулировано решение от 1962 г. об исключении Кубы из этой организации.


А.Л.Чернышев


XXXIX сессия Генеральной ассамблеи

Организации американских государств:

противоречивые итоги и неоднозначные последствия


2 – 3 июня 2009 г. в Сан-Педро-Сула (Гондурас) проходила 39 сессия Генеральной ассамблеи Организации американских государств (ОАГ), в состав которой в качестве полноправных членов входят все страны Западного полушария (кроме Кубы), а в качестве наблюдателей – более 60 государств из других регионов мира, в том числе и Российская Федерация.


В течение шестидесяти лет деятельность этой влиятельной международной организации далеко не всегда была однозначной и подвергалась заслуженной критике, однако в последние десятилетия ОАГ играет важную роль в укреплении мира и безопасности, способствует предотвращению и урегулированию конфликтов, консолидации демократии и соблюдению прав человека. В условиях мирового экономического кризиса большое внимание уделяется стимулированию экономического и социального развития и сотрудничеству между странами региона и остальным миром.


Первоначально повестка дня сессии ограничивалась обсуждением проблемы толерантности и борьбы с насилием, однако ключевым пунктом программы стала отмена резолюции1962 г., приостанавливавшей членство Кубы в рядах ОАГ.


Генеральной ассамблее удалось добиться консенсуса в результате острой борьбы и длительного и напряженного согласования позиций: представители леворадикального «боливарианского» блока во главе с Венесуэлой выступали за немедленное возвращение Кубы в ОАГ без каких-либо дополнительных условий, в то время как Соединенные Штаты апеллировали к Межамериканской демократической хартии 2001 года. Указанный документ требует от стран-участниц безоговорочного соблюдения демократических принципов и свобод и приверженности идеалам представительной демократии и правового государства, предусматривает соблюдение прав человека, регулярное проведение всеобщих свободных и справедливых выборов, многопартийную систему, принципы разделения и независимости ветвей власти.


Для согласования первоначально непримиримых позиций была создана комиссия в составе министров иностранных дел США, Бразилии, Мексики, Канады, Гондураса, Белиза, Ямайки, Никарагуа, Венесуэлы и Аргентины. В первую очередь благодаря сбалансированной позиции Бразилии удалось найти компромиссный вариант и придти к общему знаменателю: среди основных принципов в резолюции упоминаются как демократия и права человека (по требованию США), так и право на самоопределение, безопасность и невмешательство во внутренние дела (на чем настаивали «боливарианские» страны). Непосредственное участие Кубы в работе ОАГ станет возможным в результате диалога, начатого по просьбе кубинского правительства в соответствии с принятой практикой, целями и принципами организации.


Решение ОАГ получило высокую оценку в правительственных и дипломатических кругах и среди большинства экспертов-латиноамериканистов. Генеральный секретарь ОАГ чилиец Х.М.Инсульса считает это событие основным достижением за все время его руководства организацией. В официальной декларации кубинского правительства принятое ОАГ решение называется историческим и рассматривается как безоговорочная победа народов Латинской Америки. Одновременно отмечается, что «исправление этой исторической ошибки и безоговорочное осуждение постыдного прошлого стало возможным благодаря зарождающейся необычайной силе Латинской Америки, несмотря на давление, выдвижение условий и маневры Соединенных Штатов». Кубинские дипломаты, в частности, посол Кубы в Венесуэле Х.Санчес, подчеркивают, что ОАГ была создана в разгар холодной войны, а Вашингтон активно использовал эту организацию, чтобы обеспечить поддержку со стороны государств региона своей агрессивной политики, направленной на изоляцию и блокаду Кубы. В настоящее время народы Латинской Америки все более активно защищают свои интересы и требуют прекращения экономической, политической и финансовой блокады Кубы, в то время как политика США фактически не изменилась.


Президент Венесуэлы У.Чавес также заявил о большой победе достоинства Кубы и других стран региона и начале новой эпохи, а президент Никарагуа Д.Ортега подчеркнул, что отмена решения об исключении Кубы из ОАГ «смывает позорное пятно с организации», и потребовал отмены экономической блокады острова со стороны США. Многие участники встречи, как, например, министр иностранных дел Уругвая Г.Фернандес, одновременно отмечали большую открытость нынешней администрации США и ее готовность к диалогу с Латинской Америкой на новых условиях.


Нельзя не учитывать, что обтекаемый характер резолюции позволяет по-разному интерпретировать ее содержание. В то время как Куба и ее сторонники считают принятое решение своей крупнейшей дипломатической победой, госсекретарь США Х.Клинтон подчеркивает, что Куба сможет вернуться в ОАГ только при соблюдении основных целей и принципов организации, включая демократию и права человека.


В любом случае, ситуация представляется не столь однозначной, а возможность возвращения Кубы в ОАГ носит скорее символический характер. Все всякого сомнения, резолюция 1962 г. является историческим анахронизмом и пережитком холодной войны. Нельзя не согласиться и с доводами критиков организации, справедливо утверждающими, что ОАГ далеко не всегда соблюдала свой устав и в свое время не исключила из своего состава правоавторитарные военно-диктаторские режимы, проводившие массовые репрессии. За прошедшие десятилетия все страны Западного полушария за исключением США восстановили дипломатические отношения с Кубой и развивают с ней многостороннее сотрудничество. Идеологические разногласия отнюдь не мешают Соединенным Штатам поддерживать отношения с другими государствами, сохраняющими приверженность той или иной модели социализма, политическая система которых мало отличается от кубинской. Любой диалог между оппонентами предпочтительнее, чем его отсутствие.


В течение десятилетий и вплоть до принятия резолюции 4 июня 2009 г. кубинское руководство, официальная пропаганда и средства массовой информации страны давали крайне негативную оценку деятельности Организации американских государств, называя ее «министерством колоний», «марионеткой империи» и «троянским конем США». В нынешних условиях кубинское руководство вряд ли сможет пойти на какие-либо существенные политические и экономические реформы. Лидер революции Ф.Кастро расценил принятие резолюции как поражение дипломатии США, а председатель Национальной ассамблеи народной власти Р.Аларкон сразу же заявил, что Куба не собиралась и не собирается возвращаться в ОАГ.


Неоднозначно воспринята резолюция и среди политической элиты Соединенных Штатов. Позиция американской делегации на генеральной ассамблее подтверждает большую открытость администрации Б.Обамы, стремящегося решить многие застарелые проблемы и пересмотреть многие сложившиеся стереотипы внешней политики США, которая в течение 50-ти лет по отношению к Кубе была безрезультатной. Часть демократов приветствует принятое ОАГ решение и призывает продолжить путь в этом направлении вплоть до отмены экономического эмбарго и восстановления дипломатических отношений. Одновременно делается акцент на необходимости добиваться от Кубы соблюдения демократических принципов, заложенных в Хартии ОАГ. Сходной позиции придерживается и руководство Национального кубинско-американского фонда, представляющего значительную часть кубинской диаспоры в США.


В свою очередь, республиканская оппозиция заявила о дипломатической победе У.Чавеса и его сторонников и выступила с резкой критикой политики Б.Обамы. Конгрессмены кубинского происхождения Л. и М.Диас Баларт считают принятый документ результатом дипломатической некомпетентности нынешней администрации и предательством интересов кубинского народа, а И.Рос-Лехтинен даже призвала прекратить финансирование ОАГ (на 2010 г. госдепартамент запросил у конгресса на эти цели 47,1 млн долларов, что составляет более 60% бюджета организации). Этот призыв уже нашел отклик среди части депутатов и сенаторов, однако вряд ли получит поддержку парламентского большинства.


Среди многих глав государств, особенно принадлежащих к леворадикальному спектру, популярна идея реформирования Организации американских государств или даже создания нового объединения без участия США. (Наиболее близкий сторонник кубинского режима У.Чавес заявил, что ОАГ «должна измениться или умереть»). Этот проект возможен и даже вероятен, однако существующие разногласия между леворадикальными, лево- и правоцентристскими правительствами Латинской Америки, придерживающимися разных моделей социально-политического и экономического развития, вряд ли сможет обеспечить эффективность и дееспособность будущей организации.


Заключительная декларация, принятая 4 июля министрами иностранных дел, уделяет основное внимание культуре мира и прекращению насилия. Документ призывает все правительства уважать жизнь и человеческое достоинство, соблюдать принципы свободы, справедливости, солидарности, толерантности и разнообразия.


Укрепление культуры мира самым непосредственным образом отражается на социальных и политических процессах, развитии экономики и культуры. Насилие, существующее в ряде стран региона, в первую очередь затрагивает самые уязвимые социальные группы – пожилых людей, женщин и детей. Особое внимание уделяется защите прав коренного населения и выходцев из Африки, мигрантов и всех граждан, подвергающихся дискриминации по расовому и этническому принципу, из-за сексуальной ориентации и ксенофобии. Проблема насилия непосредственно связана и с незаконной торговлей оружием, наркотрафиком, потреблением спиртных напитков, деятельностью преступных группировок, несовершенством пенитенциарной системы и сексуальной эксплуатацией несовершеннолетних. Социальные риски, связанные с насилием, могут существенно обостриться в результате нынешнего экономического кризиса, снижения уровня жизни и маргинализации части населения.


Очевидно, что хотя «боливарианские» режимы и сторонники Кубы в целом и одержали определенную дипломатическую победу, а Соединенные Штаты пошли на значительные уступки относительно условий восстановления членства Кубы в ОАГ, однако в какой-то мере смогут использовать резолюцию для давления на нынешнее правительство, добиваясь либерализации режима. Окончательные итоги ассамблеи будут зависеть не столько от содержания резолюции, сколько от ее интерпретации.


З.В.Ивановский


Перу: протест коренных народов Амазонии

 

Начавшиеся в апреле 2009 г. акции протеста коренного населения Амазонии против принятых по инициативе правительства А. Гарсиа законов вылились в самый серьезный за последние годы социально-политический кризис. Правовые нормы были приняты в июне 2008 г. с целью стимулировать инвестиции в Амазонию и привести перуанское законодательство в соответствие с Договором о свободной торговле с США.


По мнению Межэтнической ассоциации развития перуанской сельвы (AIDESEP), эти законы нарушают права коренного населения на собственность и использование земель. Протестующие блокировали несколько трасс и рек, а также воспрепятствовали работам на нефтяных и газовых установках. 5 июня 2009 г. в результате полицейской операции с целью прорыва блокады в окрестностях г. Багуа произошли столкновения между органами правопорядка и индейцами. По официальным данным, погибли 23 полицейских и 10 гражданских лиц, однако правозащитные организации считают, что эта цифра выше. Вслед за этими действиями в разных городах Перу, в том числе и в и столице, прошли массовые акции протеста, которые были разогнаны с применением силы. Политический кризис привел к отставке министра по делам женщин и гуманитарного развития К. Вильдосо. Премьер-министр Й.Симон также заявил, что покинет свой пост после разрешения конфликта с коренным населением.


Массовые выступления индейцев спровоцировали очередное обострение в отношениях между Перу и Боливией. После того, как президент Боливии Э. Моралес охарактеризовал действия перуанского правительства в Амазонии как геноцид, А. Гарсиа обвинил Боливию в подстрекательстве к восстанию с целью дестабилизировать политическую ситуацию в стране. Эта конфронтация наряду с разногласиями по вопросу об андской интеграции и договоре о свободной торговле стала еще одним спорным моментом в отношениях между двумя странами.


Незатухающие акции протеста вынудили перуанских парламентариев сесть за стол переговоров с индейцами и приостановить вступление в силу двух законодательных актов. Тем не менее, вице-президент AIDESEP Д. Сапата заявил, что организацию удовлетворит только полная отмена всех законов. (Д. Сапата возглавил акции протеста после того, как лидер амазонских индейцев А. Писанго покинул страну и получил политическое убежище в Никарагуа, скрываясь от обвинений правительства в организации массовых беспорядков, приведших к гибели людей).


К настоящему времени ситуация несколько нормализовалась, однако, учитывая важность земельного вопроса для индейских народов Амазонии, можно предположить, что в случае вступления в силу законодательных инициатив А.Гарсиа акции протеста продолжатся.


А.Л. Чернышев


VI саммит «Petrocaribe»: «нефтяная дипломатия» Венесуэлы


11-12 июня 2009 г. в г. Бастер (Сент-Китс – Невис), столице самого маленького островного государства в Западном полушарии, прошёл VI саммит «Petrocaribe». (На данный момент в это объедение входят 13 карибских стран, два южноамериканских и три центральноамериканских государства). Встрече на высшем уровне предшествовало совещание министров энергетики этого объединения, на котором были предварительно согласованы итоговые документы. На саммите, возглавляемом У. Чавесом, были представлены 9 из 18 официальных членов объединения.


Цель договора «Petrocaribe» – существенное снижение себестоимости поставок нефти в страны, не располагающие энергоресурсами и ограниченные в финансовых средствах, за счет исключения посредничества транснациональных корпораций. По условиям соглашения Венесуэла поставляет нефть по льготным ценам странам-участницам. По официальным данным, объем ежедневных поставок венесуэльской нефти вырос с 56 тыс. баррелей в 2005 г. до 121 тыс. в середине 2009 г. (по данным оппозиционной печати, этот показатель составил 300 тыс. баррелей). Кроме того, в рамках преференциального соглашения Венесуэла ежедневно поставляет Кубе 93,3 тыс. баррелей. По данным Центра исследований Западного полушария при Университете Майами, в 2008 г. ежедневные поставки венесуэльской нефти на Сент-Винсент и Гренадины составили 200 баррелей, в Доминику – 400, на Антигуа и Барбуду и в Белиз – по 500, на Сент-Китс – Невис – 600, на Гренаду – 800, в Гондурас – 3,4 тыс., в Гайану– 3,9 тыс., на Гаити – 8,5 тыс., в Никарагуа – 15,3 тыс., на Ямайку – 24,2 тыс. и в Доминиканскую Республику – 27,2 тыс. баррелей.


На «Petrocaribe» приходится от 4 до 10% общего объема венесуэльской нефтедобычи. Согласно официальной статистике, с 2005 г. в сумме Венесуэла поставила в страны-участницы договора 60 млн баррелей нефти и ее производных. Предоставляемые скидки зависят от мировых цен на углеводороды: при цене 15 долларов за баррель они составляют 5%, при 20 – 10%, 30 – 25%, 40 – 30%, 50 – 40%, 80 – 50%, 100 – 60% и 150 – 70%. Первые два года нефть поставляется безвозмездно. Кредит предоставляется на 17 лет под 1% годовых и продлевается до 25 лет, если цена на нефть на мировом рынке превышает 40 долларов за баррель. По некоторым оценкам, общая сумма кредита достигает 12,5 млрд долларов. По словам министра энергетики Венесуэлы и президента нефтяной госкорпорации PDVSA Р.Рамиреса, государства сэкономили на покупке нефти в общей сложности 1,4 млрд долларов. Более того, в условиях ограниченных финансовых средств многие страны погашают задолженности с учетом возможностей поставок своих товаров и услуг. Так, Куба направляет в Венесуэлу врачей, учителей, спортивных тренеров и военных специалистов, Доминиканская Республика предложила расплачиваться поставками продовольствия и туристическими услугами.


На саммите было заявлено, что льготные условия поставки углеводородов сохраняются и в условиях мирового экономического кризиса.


Сотрудничество участников «Petrocaribe» содержит и элементы производственной интеграции, в частности, ведется строительство трех нефтеперерабатывающих заводов на Кубе, по одному на Гаити, Ямайке, Доминике и в Никарагуа, на стадии проектной разработки – завод в Доминиканской Республике. Создан ряд совместных предприятий в транспортной сфере и карибский филиал PDVSA – «PDV-Caribe», специализирующийся главным образом на транспортировке нефти. Позднее начали осуществляться совместные социальные и сельскохозяйственные проекты. Для их финансирования создан специальный фонд «Alba Caribe», сформированный из взносов 11 стран, входящих в объединение. Чавес предложил осуществлять совместные проекты в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, науке и технике и в финансовой сфере, что позволит более эффективно противостоять мировому экономическому кризису. (На нынешнем саммите фонд выделил 222 млн долларов на развитие 84 проектов). Венесуэльский лидер предложил также использовать во взаиморасчетах в рамках «Petrocaribe» условную денежную единицу петро. Это предложение коррелирует с проектом создания общей валюты сукре в рамках блока ALBA.


Договор «Petrocaribe» был заключен 29 июня 2005 г. между Венесуэлой и 14 странами на базе двух предыдущих энергетических соглашений – Договора Сан-Хосе 1980 г. и Каракасского энергетического пакта 2000 г., предусматривавших менее льготные условия сотрудничества.


На саммите прошла информация о возможном заключении соглашения «Petrocaribe» с Коста-Рикой и Сальвадором, однако на официальном уровне это пока не нашло подтверждения.


Итоговая декларация саммита подчеркивает необходимость расширения энергетического сотрудничества и реализации совместных проектов в различных экономических сферах с акцентом на сельское хозяйство. Предпочтительная форма сотрудничества – совместные предприятия. Декларация поддержала предложение Доминиканской Республики квалифицировать «Petrocaribe» как пример успешного сотрудничества «Юг-Юг» на ближайшей Генеральной ассамблее ООН.


Венесуэла позиционирует «Petrocaribe» как проявление международной солидарности и инструмент, позволяющий преодолеть асимметричность доступа к природным ресурсам в регионе. Противники соглашения рассматривают объединение как форму экономического давления на страны, испытывающие энергетический дефицит, с целью извлечения политических дивидендов.


А.Н.Пятаков


Развитие российско-венесуэльских отношений


23 июня 2009 г. в Москву с двухдневным визитом прибыл вице-президент и исполняющий обязанности министра обороны Венесуэлы Р.Каррисалес, возглавляющий с 2008 г. с венесуэльской стороны Межгосударственную комиссию на высшем уровне (создана в 2001 году). С российской стороны сопредседателем Комиссии с прошлого года является вице-премьер И. Сечин.


На встрече с премьером России В.Путиным был подписан ряд документов, способствующих развитию экономических отношений между нашими странами. Ключевой темой переговоров стало учреждение совместного российско-венесуэльского банка. Его создание было анонсировано в ноябре 2008 г. во время поездки российского президента Д.Медведева в страны Латинской Америки. Основная цель банка – финансирование совместных инвестиционных проектов, главным образом, в сферах энергетики и транспорта (в частности, обсуждалась возможность строительства в Венесуэле завода по сборке «КамАЗов»). По всей вероятности, одной из функций банка станет и осуществление взаиморасчетов в национальных валютах, о чем также была достигнута договоренность в 2008 году.


Учредителями банка с российской стороны на паритетных началах стали «Внешторгбанк» и «Газпромбанк», с венесуэльской стороны – государственная нефтяная корпорация PDVSA и Национальное казначейство (Tesorería Nacional). Доля российского капитала составит 51%. Уставной капитал российско-венесуэльского банка составит 4 млрд долларов. Штаб-квартира нового финансового института будет находиться в Москве. Создание межгосударственного банка знаменует переход к долгосрочному стратегическому партнерству и выводит отношения между государствами на более высокий уровень.


Кроме того, подписано соглашение между крупнейшими вузами двух стран – МГУ им. М.В.Ломоносова и Боливарианским государственным университетом. Планируется обмен студентами: венесуэльские студенты будут изучать дисциплины, связанные с ядерной энергетикой и нефтяной отраслью, а российские получат возможность проводить научные исследования в национальных парках Венесуэлы.


Экономические отношения между двумя странами развиваются интенсивно и не ограничиваются поставками оружия и военной техники со стороны России. В настоящее насчитывается более 40 совместных проектов. Наиболее перспективными сферами сотрудничества являются топливно энергетическая и горнодобывающая отрасли.


А. Н. Пятаков


Расширение ALBA


24 июня 2009 г. в г. Маракай (Венесуэла) состоялся VI внеочередной саммит Боливарианской альтернативы для Америк (ALBA), в котором принимали участие президент Венесуэлы У. Чавес, первый вице-президент Кубы Х. Р. Мачадо Вентура, президент Боливии Э.Моралес, президент Никарагуа Д.Ортега, премьер-министр Содружества Доминики Р.Скеррит, министр иностранных дел Гондураса П.Родас (в качестве официальных представителей стран блока), а также руководители государств, подавших заявку на вступление в объединение – президент Эквадора Р.Корреа, премьер-министр Антигуа и Барбуды Б.Спенсер, премьер-министр Сент-Винсент и Гренадин Р.Гонсалвес. В качестве наблюдателей присутствовали министры иностранных дел Парагвая и Гренады.


Проведение саммита было приурочено к 188-ой годовщине битвы при Каробобо – ключевом сражении Войны за независимость, когда был нанесен решающий удар по испанскому владычеству на территории нынешней Венесуэлы.


Причиной созыва внеочередного саммита стало сделанное 6 июня заявление Р.Корреа о готовности Эквадора стать полноправным членом ALBA. Его позиция в отношении блока в последние годы была подчас противоречивой. В 2007 г. Эквадор заявил, что его присоединение к блоку возможно только при условии возвращения Венесуэлы в Андское сообщество наций (CAN). В результате сложилась тупиковая ситуация, а отношения между двумя странами стали напряженными. Впоследствии Р.Корреа неоднократно говорил о возможности вступления в блок. Отсутствие членства де-юре не мешало Эквадору активно участвовать в работе блока. В настоящее время эта страна принимает участие в трех антикризисных проектах: создании Банка ALBA, формировании резервного фонда и введении общей валюты сукре. Р. Корреа является также экономическим консультантом ALBA. В связи с этим решение о полноправном членстве – логичное следствие латиноамериканского вектора внешней политики Эквадора. Продление президентского мандата Р.Корреа на всеобщих выборах в апреле 2009 г. способствовало принятию окончательного решения о формальном вступлении в блок.


По мнению критиков Р.Корреа, интеграция в ALBA нарушает политический суверенитет Эквадора и ставит одного из ведущих региональных производителей нефти в экономическую зависимость от Венесуэлы. Напротив, с точки зрения президента ALBA, это позволяет минимизировать асимметричность развития региона и поможет Эквадору диверсифицировать внешнеэкономические связи, данная интеграционная модель в большей степени соответствует коренным историческим интересам народов, проект не ограничивается торговым и экономическим сотрудничеством, а имеет сильную политическую и социальную составляющую. Одновременно Р.Корреа выразил поддержку более активной интеграции в рамках Южноамериканского сообщества наций и отметил, что участие его государства в ALBA ни в коем случае не противоречит обязательствам страны в других интеграционных объединениях, в частности, в Андском сообществе наций. (Этот факт зафиксирован в документе о присоединении государства к ALBA).


Примеру Эквадора последовали два небольших островных государства Карибского моря – Антигуа и Барбуда (83 тыс. населения, 442 кв. км) и Сент-Винсент и Гренадины (120 тыс., 388 кв. км). В результате блок объединяет девять постоянных членов, на его территории, составляющей 2,6 млн кв. км. (11% от Латинской Америки в целом) проживает 74 млн человек (12% от региона). На его долю приходится около 9% регионального ВВП (суммарный ВВП стран ALBA – 606 млрд долларов). Совокупные валютные резервы равны 45 млрд долларов, а нефтяные запасы (главным образом Венесуэлы и Эквадора) – 177 млрд баррелей.


На саммите принято решение о переименовании блока в Боливарианский альянс для народов нашей Америки – Договор о торговле народов (ALBA –ТCP). Ранее ALBA позиционировалась как альтернатива выдвинутому по инициативе США проекту ALCA (Всеамериканская зона свободной торговли). Поскольку идея Соединенных Штатов не нашла практической реализации, новое название точнее отражает сущность объединения.


Саммит усовершенствовал существующую с апреля 2007 г. институциональную структуру ALBA. Ее главным элементом остается Совет президентов, которому подчиняется секретариат, координирующий работу Совета министров и Совета социальных движений ALBA. Совет министров регулярно созывает политические комиссии, прорабатывает и уточняет решения саммитов. По предложению Эквадора на министерском уровне создаются три новых исполнительных органа: Совет экономической взаимодополняемости, Совет по социальным программам и Политический совет. В компетенцию первого органа будет входить реализация социально-экономических программ. Второй будет курировать вопросы экономического планирования, торгового обмена, инвестиций и развитие программ сотрудничества. В ближайшей перспективе Экономический совет будет отвечать за процесс создания единой валютной зоны. Советы будут собираться ежемесячно. Первое заседание политического совета состоится 27 июля 2009 г. в Кито, экономического – в Каракасе, социального – в одном из боливийских городов.


Э.Моралес предложил создать Постоянный секретариат ALBA, который координировал бы текущее взаимодействие членов блока и позволил бы более оперативно реагировать на актуальные проблемы регионального развития. Создание секретариата, по мнению боливийского президента, необходимо в связи с увеличением числа стран-участниц.


Среди частных конкретных инициатив саммита стоит отметить Соглашение о взаимном признании дипломов о высшем образовании, что позволит создать единое образовательное пространство и будет стимулировать процессы интеграции в сфере образования. В течение 60 дней планируется создать координируемый Боливией Совет по международному праву, самоопределению, уважению суверенитета и правам человека.


О возможном вступлении своих стран в ALBA заявили министры иностранных дел Парагвая и Гренады.


А.Н.Пятаков


Досрочные парламентские выборы в Аргентине


28 июня в Аргентине состоялись досрочные промежуточные парламентские выборы, на которых обновляется половина состава Палаты депутатов и треть Сената (новые депутаты и сенаторы избираются соответственно на четыре и шесть лет). В соответствии с законодательством выборы должны были состояться 25 октября 2009 г., однако в середине марта президент Аргентины К. Фернандес де Киршнер предложила провести их на четыре месяца раньше, поскольку страна уже вступила в период экономической рецессии и не исключено, что к октябрю финансовое положение ухудшится и придется уделять больше внимания вопросам экономики, нежели предвыборной гонке.


Противники президента предположили, что такие действия вызваны боязнью правительства, доверие к которому падает, проиграть предстоящие выборы. Тем не менее, в конце марта идею досрочных выборов поддержали более половины членов Палаты депутатов, а после дебатов, продолжавшихся 9 часов, за это решение высказался и Сенат.


Доверие к действующему правительству упало в прошлом году, когда несколько месяцев вся страна следила за конфликтом между правительством и аграриями. 11 марта 2008 г. было принято решение о повышении налога на экспорт сои и подсолнечника с 35% и 32% до 44,1% и 39,1% соответственно. Против этого категорически выступили аграрии, считавшие, что подобные меры приведут к «конфискации» у них дополнительных 2,4 млрд долларов в год. Они организовали 400 пикетов на основных магистралях страны и значительно сократили поставки своей продукции на внутренний рынок.


Фаворитами предвыборной гонки изначально считались две партии. Правительственный Фронт за победу представляют экс-президент страны (и муж нынешней главы государства) Н. Киршнер, губернатор провинции Буэнос-Айрес Д.Сциоли и председатель правительства С. Масса. Им противостояли мэр Буэнос-Айреса М. Макри и предприниматель Ф. де Нарваэс, ранее принадлежавший к правительственной партии, но перешедший в оппозиционный Союз-ПРО. Главная битва за голоса избирателей проходила в крупнейшей провинции Буэнос-Айрес, где проживают 38% населения страны.


По предварительным итогам выборов проправительственный блок получил 32% голосов, что на 13% меньше по сравнению с предыдущими выборами. Особенно болезненным представляется проигрыш ключевых фигур – Н.Киршнера, Д.Сциоли и С. Масса (после поражения на выборах экс-президент Н.Киршнер покинул пост председателя правящей Хустисиалистской партии). Хотя к 2011 г., на который намечены очередные президентские выборы, ситуация может измениться, очевидно снижение популярности левоцентристского правительства и вероятности переизбрания Н.Киршнера или К.Фернандес на второй срок.


М.Х.Паласио


Внутрипартийные выборы в Уругвае


28 июня в Уругвае состоялись первичные внутрипартийные выборы, во многом определяющие расстановку политических сил на всеобщих выборах, намеченных на 25 октября 2009 года. К настоящему времени в Уругвае сложилась устойчивая трехпартийная система, отличающаяся большим своеобразием. Все партии крайне неоднородны по своему составу, существующие в них фракции пользуются большой автономией, а в соответствии с действовавшим до 1999 г. законом о леммах (партийных девизах) каждая из них даже могла выдвигать собственного кандидата. Современное избирательное законодательство требует проведения внутрипартийных выборов и выдвижения единого кандидата от каждой партии.


Правящий с 2005 г. Широкий фронт (FA) представляет достаточно разнородную коалицию, включающую широкий спектр левых сил – от леворадикальных до левоцентристских. Объединение было создано в 1971 г. на основе Социалистической и Коммунистической партий, впоследствии к нему присоединилось большинство противников диктаторского режима (1973 – 1985) – более умеренные Христианско-демократическая партия и отдельные фракции традиционных партий, с одной стороны, и леворадикальные группировки и военно-политические организации, выступавшие за насильственное свержение существовавшего строя, с другой (при этом каждая партия придерживалась собственной стратегии и тактики). Последовавшие затем испытания – жестокие репрессии, гибель и вынужденная эмиграция активистов и части сторонников, организация сопротивления диктатуре, опыт компромиссов с другими оппозиционными силами – постепенно привели эту коалицию к выбору политических методов борьбы и к победе на всеобщих выборах 2004 года.


После восстановления демократии произошла заметная эволюция сторонников объединения в сторону центра, леворадикальные и левые организации отказались от многих догм и стереотипов и выступают за исключительно парламентские формы политической активности. Входящие в коалицию партии сохраняют свою организационную структуру, руководящие органы и программные документы, однако фактически они больше напоминают внутрипартийные фракции. Во второй половине 2009 г. в состав Широкого фронта входили Движение народного участия, Социалистическая партия, Ассамблея «Уругвай», Коммунистическая партия, Прогрессивный альянс, Артигистское течение, Новое пространство, Народное течение, Федеральная лига Широкого фронта, Левое течение, Партия «За победу народа» и Революционная рабочая партия (троцкистско-посадистская). Хотя наиболее влиятельная фракция – Движение народного участия, созданная на базе военно-политической организации Движение национального освобождения – Тупамарос, занимает скорее леворадикальные позиции, Широкий фронт в целом придерживается социал-демократической ориентации и входит в Латиноамериканскую социалистическую координацию. Нынешнее уругвайское правительство занимает умеренные левоцентристские позиции, ориентируется на широкий электорат, выступает за укрепление демократии и решение существующих социальных проблем, открыто к сотрудничеству с различными политическими силами.


Оппозиция представлена существующими с 1836 г. традиционными партиями, безраздельно сохранявшими власть до 2004 года в течение более 150 лет. Национальная партия (Бланко) (PN) возникла как консервативное течение, однако в настоящее время представляет вертикальную структуру, включающую различные слои населения (т.н. catch-all party). Основная социальная база партии – предпринимательские круги и наиболее обеспеченные средние слои. PN позиционирует себя как либеральную, националистическую, панамериканистскую и гуманистическую партию. На практике она придерживается консервативных взглядов в сфере религии, морали и этики и либеральных ценностей в области экономики. В качестве наблюдателя партия участвует в работе Христианско-демократической организации Америки (ODCA), во внешней политике в большей мере ориентируется на Соединенные Штаты.


Партия Колорадо (ее название соотносится с цветом красного знамени, под которым выступали уругвайские либералы во время гражданской войны 1836-1938 гг.) в настоящее время выражает интересы мелких предпринимателей, государственных служащих и интеллигенции и включает правое, центристское и социал-демократическое течения. Основные фракции партии стоят на позициях социального либерализма, близких к социал-демократии, выступают за сохранение в той или иной мере регулирующей роли государства в экономике и сильную социальную защиту населения.


В новых исторических условиях традиционные партии сотрудничают друг с другом, их представители участвовали в формировании совместных коалиционных правительств. После восстановления гражданской формы правления и конституционных норм (1985 г.), используя путь компромиссов и взвешенных решений, именно они успешно завершили процесс политической демократизации и цикл ограниченных неолиберальных реформ.


На состоявшихся 28 июня первичных выборах за право стать единым кандидатом Широкого фронта боролись Х.Мухика, лидер Движения народного участия, представитель более умеренной Ассамблеи «Уругвай» экс-министр экономики Д.Астори и бывший мэр г.Канелонеса М.Карамбула, получившие соответственно 52,02%, 39,7% и 8,28% голосов.


В рамках Национальной партии соперничали представители правого течения бывший президент Л.А.Лакалье и центристской фракции Х.Ларраньяга, за которых проголосовали 57,14% и 42,79% избирателей. В Партии Колорадо с большим отрывом победил известный адвокат и политик, сын бывшего диктатора П.Бордаберри (71,66% голосов). Его соперники – бывший министр культуры Х.Аморим Батлье и занимавший ранее пост вице - президента Л.Йерро Лопес получили соответственно 16,9 и 10,75% голосов.


Сбалансированная политика Широкого фронта, направленная на решение социальных проблем и широкое международное сотрудничество, пользуется популярностью среди населения. Большинство уругвайцев считают пребывание у власти нынешнего президента Т.Васкеса успешным. По данным различных социологических опросов, в 2009 г. личный рейтинг президента составляет от 55 до 60% и значительно превышает уровень популярности его правительства. Поскольку уругвайская конституция не допускает непосредственного переизбрания президента на второй срок, а Т.Васкес, несмотря на советы своих сторонников, не пошел на реформирование Основного закона, итоги президентских выборов октября 2009 г. не столь однозначны. Очевидно, что в первом туре голосования основная борьба развернется между Х.Мухикой и Л.А.Лакалье. Если представитель Широкого фронта не получит абсолютного большинства голосов, во втором туре сторонники традиционных партий могут объединить свои усилия и шансы кандидатов от нынешней власти и оппозиции будут примерно равны.


З.В.Ивановский


Конфликт между ветвями власти
и государственный переворот в Гондурасе


В течение длительного времени в Гондурасе назревал конфликт между законодательной, исполнительной и судебной властью, вылившийся в государственный переворот, арест и высылку из страны конституционного президента Мануэля Селайи.


М.Селайа, кандидат Либеральной партии, пришел к власти после победы на президентских выборах в ноябре 2005 г., незначительно опередив кандидата правящей Национальной партии П.Лобо (49,9 и 46,2% голосов). Основными лозунгами, позволившими склонить чашу весов в его пользу, стала борьба с бедностью и организованной преступностью, превратившей Гондурас в одну их самых опасных стран региона. Новый президент, респектабельный землевладелец и предприниматель, рассматривался истеблишментом в качестве традиционного политика готового обеспечить преемственность внутри- и внешнеполитического курса. Тем не менее, после выборов произошел существенный сдвиг во внешней политике Гондураса, традиционно ориентировавшегося на Соединенные Штаты, началось его сближение с леворадикальными режимами, в первую очередь, с Венесуэлой и стало уделяться большее внимание решению острых социальных проблем этой беднейшей страны. В августе 2008 г. Гондурас официально вступил в Боливарианскую альтернативу для Америк (ALBA), что позволило получать венесуэльскую нефть по преференциальным ценам. Хотя М.Селайа не предпринимал никаких структурных реформ, направленных на ограничение частной собственности и усиление роли государства, изменение курса вызвало определенную озабоченность у предпринимательских кругов и традиционных элит. Одновременно росла популярность президента среди профсоюзов, крестьянских организаций и индейцев.


В 2009 г., следуя примеру «боливарианских стран», М.Селайа решил созвать Конституционную ассамблею и реформировать конституцию, обеспечив возможность переизбрания главы государства на новый срок. Для поддержки своей инициативы президент решил использовать механизмы партисипативной демократии и провести всенародный референдум по этому вопросу. Всенародный опрос был назначен на 28 июня 2009 года. Строго говоря, это был «референдум о референдуме», поскольку президент обращался к избирателям с вопросом о возможности установления четвертой урны во время всеобщих выборов 29 ноября 2009 г. для выяснения возможности реформировать Основной закон (в ноябре необходимо избрать президента, парламент и местные органы власти). Технически проведение референдума (доставку бюллетеней и организацию выборов) должны были проводить Вооруженные силы.


Поскольку по закону, принятому за несколько дней до всенародного опроса, запрещается проведение плебисцитов и референдумов за 180 дней до выборов, Верховный суд признал инициативу президента незаконной, а начальник генерального штаба и министр обороны отказались выполнить распоряжение главы государства и верховного главнокомандующего, после чего были уволены со своих постов. Верховый суд принял решение восстановить в рядах высокопоставленных военных, а Национальный конгресс заявил о необходимости предъявления импичмента президенту, выдвинув против него 18 обвинений в нарушении законодательства. Сам глава государства рассматривает референдум как социальный опрос и считает, что президент имеет право знать мнение граждан. Позицию законодательной и судебной ветвей власти поддержали генпрокуратура, Верховный избирательный трибунал, все политические партии, включая и президентскую, Вооруженные силы и полиция, предпринимательские круги, католическая церковь и средства массовой информации. На стороне президента выступили социальные организации и движения, к которым он обратился за помощью в организации референдума.


На рассвете 28 июня президент был арестовал и депортирован в Коста-Рику, его ближайшие родственники и члены кабинета министров укрылись в зарубежных посольствах, армия и полиция вышли на улицы «для предотвращения беспорядков». В столице было объявлено чрезвычайное положение и введен комендантский час. Собравшийся на чрезвычайную сессию Национальный конгресс признал действия Вооруженных сил соответствующими решению Верховного суда и провозгласил временным президентом председателя парламента Роберто Мичелетти.


Государственный переворот вызвал негативную реакцию всего мирового сообщества. Действия военных резко осудили члены АLBA, Организация американских государств на своем чрезвычайном заседании единогласно приостановила членство Гондураса в объединении, Европейский союз рассматривает смещение М.Селайи «неприемлемым нарушением конституционного порядка», а президент США Б.Обама выразил свою глубокую озабоченность сложившейся ситуацией и призвал к восстановлению демократических норм. Правительство Р.Мичелетти не признано ни одним государством мира.

 
После того, как М.Селайа заявил о своем решении вернуться в страну, ситуация стала накаляться, Гондурас оказался на грани гражданской войны. Тысячи сторонников свергнутого президента направились для его встречи в столичный аэропорт, куда предварительно были стянуты силы правопорядка. В результате разгона демонстрации два человека погибли, десятки получили ранения. Поскольку вооруженные силы заблокировали взлетно-посадочную полосу, самолет с президентом и сопровождавшим его председателем Генеральной ассамблеи ООН М. д’Эското был вынужден приземлиться в Никарагуа, после чего М.Селайа направился в Сальвадор для встречи с ожидавшими его руководителями Аргентины, Эквадора и Парагвая и главой Организации американских государств.


Новое правительство Гондураса предложило начать переговоры с мировым сообществом, однако отвергает возможность возвращения М.Селайи к власти.


В условиях поляризации страны и обострения противоречий после государственного переворота политическое решение конфликта представляется маловероятным. Несмотря на требования мирового сообщества, правительство де-факто вряд ли уступит свои полномочия. При гипотетическом возвращении в страну М.Селайа ли сможет исполнять обязанности главы государства без поддержки парламента и Верховного суда, а столкновения между его сторонниками и противниками могут вылиться в полномасштабную гражданскую войну. Дальнейшую дестабилизацию страны и проблему возвращения Гондураса в международные структуры могли бы решить досрочные всеобщие выборы и полная смена всех ветвей власти (по действующей конституции кандидатами на пост президента не могут стать ни М.Селайа, ни Р.Мичелетти).


Последние события в Гондурасе стали серьезным испытанием латиноамериканской демократии. Прискорбен сам факт государственного переворота, во время которого впервые после начала третьей волны демократизации вооруженные силы вновь взяли на себя не присущие им функции. В очередной раз проявилась и негативная тенденция, связанная со стремлением исполнительной власти продлить срок своих полномочий и реформировать в своих интересах действующую конституцию.


З.В.Ивановский

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005