ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

ОКТЯБРЬ 2011 ГОДА

  • Визит вице-премьера РФ И. Сечина в Венесуэлу
  • Первый референдум в истории демократического Парагвая
  • Ратификация договора о создании зоны свободной торговли между Колумбией и США
  • Глобальная акция социального протеста и Латинская Америка
  • Выборы судебной власти в Боливии
  • Всеобщие выборы в Аргентине
  • Латиноамериканское турне президента Украины В. Януковича
  • XXI Ибероамериканский саммит: роль государства в преодолении последствий экономического кризиса
  • Колумбия: региональные выборы и корректировка политического курса


Визит вице-премьера РФ И. Сечина в Венесуэлу


7 октября 2011 г. состоялась поездка вице-премьера российского правительства Игоря Сечина в Венесуэлу. В ходе переговоров с президентом Уго Чавесом обсуждались проблемы двустороннего сотрудничества и достигнуты договоренности по ряду направлений, предусматривающих активизацию кооперации в области добычи нефти и газа, финансов, торговли и сельского хозяйства.


Важнейшей сферой отношений между Россией и Венесуэлой является нефтегазовая отрасль. И.Сечин посетил г. Сан-Диего-де-Кабрутика, где проинспектировал совместную с венесуэльскими специалистами разработку месторождения «Хунин-6». По словам вице-премьера, в декабре состоится первое бурение скважины, в то время как нефть планируется получить в мае следующего года.


На переговорах с И.Сечиным У.Чавес подтвердил близость взглядов двух правительств на ситуацию на Ближнем Востоке, выразив восхищение позицией России относительно голосования по сирийскому вопросу в СБ ООН. Согласно заявлению венесуэльского лидера, Москва, наложив вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, не допустила повторения вооруженной операции, наподобие той, которая произошла в Ливии. В данном случае стоит учитывать экономические интересы Венесуэлы в Сирии, а также политическую близость президентов У. Чавеса и Б. Асада.


Стороны достигли договоренности о вхождении компании «Роснефть» в проект освоения месторождения «Карабобо-2», расположенного в нефтеносном поясе р. Ориноко. По утверждению министра нефти Венесуэлы Рафаэля Рамиреса, оцениваемый объем добычи может составить примерно 400 тыс. баррелей в день. Российская сторона получит 40-процентную долю участия в разработке месторождения, в то время как Венесуэла в лице государственной компании PdVSA – 60%. Предполагается, что российские инвестиции составят около 1 млрд долларов. Помимо этого, между «Газпромом» и PdVSA был подписан меморандум о создании совместного предприятия по разработке месторождения природного газа "Робало".


Кроме того, на переговорах с И. Сечиным У. Чавес выступил с предложением создать новый альянс стран, обладающих крупнейшими запасами нефти. По словам президента Венесуэлы, помимо России и Венесуэлы, в него могли бы войти Иран, Ирак, Саудовская Аравия и Бразилия. Данная организация могла бы напоминать ОПЕК, но не ставила бы перед собой цель конкурировать с ней.


По мнению ряда экспертов, подобное предложение Чавеса неосуществимо прежде всего из-за политической и экономической разобщенности потенциальных участников проекта. Остается неясной и цель создания такого объединения при уже существующей ОПЕК, в рамках которой не всегда достигаются взаимовыгодные решения. Вряд ли можно ожидать и присоединения России к подобному блоку, учитывая многолетнее нежелание российской стороны входить в ОПЕК из-за ограничений объема добычи и поставок нефти, не всегда устраивающих Москву.


В ходе переговоров было подписано соглашение о выделении Венесуэле кредита на сумму в 4 млрд долл. на развитие двустороннего военно-технического сотрудничества. Ожидается, что первые 2 млрд долл Венесуэла получит в 2012 г., а вторую половину – в 2013 году. Вместе с тем, не сообщается точных деталей относительно назначения выделяемого транша и сведений о поставках конкретных видов вооружения.


Венесуэла является вторым в мире после Индии покупателем российского оружия, однако поставленное в латиноамериканскую страну вооружение осуществлялось за счет российских кредитов, один из которых (в 2009 г.) был предоставлен после признания У.Чавесом независимости Южной Осетии и Абхазии.


Новый кредит будет выделен по линии созданного в 2009 г. Российско-Венесуэльского банка. Во время визита И.Сечина была достигнута договоренность об увеличении его уставного капитала до 4 млрд долларов.


Стороны подписали соглашение о создании совместного предприятия по выращиванию бананов и последующего их экспорта в Россию. Площадь обрабатываемых земель составит около 2 тыс. га. Помимо этого, Россия станет закупать в Венесуэле цветы.


Учитывая состояние здоровья и колеблющийся рейтинг венесуэльского лидера, поездку И. Сечина можно расценивать как стремление России произвести своеобразный мониторинг внутриполитической ситуации в Венесуэле в течение нынешнего мандата У.Чавеса. Возможная смена руководства или даже приход к власти оппозиции резко осложнит исполнение двусторонних договоренностей, особенно в сфере военно-технического сотрудничества, которое расценивается оппонентами действующего главы государства как политически мотивированное и не отвечающее интересам Венесуэлы. Внутри венесуэльского министерства обороны договоренности с Россией тоже воспринимаются неоднозначно, многие представители вооруженных сил предпочли бы закупать технику у западных производителей. В связи с этим, могут возникнуть определенные сложности с выполнением уже достигнутых договоренностей.


Все больше вопросов вызывают и диспропорции российско-венесуэльского сотрудничества, основанного преимущественно на нефтегазовой сфере и предоставлении кредитов венесуэльской стороне, достигших в сумме 7,2 млрд долларов. Учитывая крайне сложную экономическую ситуацию в Венесуэле, вряд ли можно ожидать своевременного погашения задолженности, а сам характер подписанного соглашения представляется не столько экономически, сколько политически мотивированным.


Егор Прусов


Первый референдум в истории демократического Парагвая


9 октября 2011 г. в Парагвае состоялся референдум о модификации 120-й статьи Основного закона, запрещающей живущим за границей парагвайцам участвовать в избирательном процессе. Эта норма была введена после внутрипартийного переворота в правоцентристской Партии Колорадо (Colorado) и свержения диктатуры А.Стресснера (1954–1989) в 1989 году. Юридическое оформление запрет получил в принятой в 1992 г. конституции, которая в целом носила демократичный характер, однако при этом не была лишена рудиментов прежней диктатуры. Во время его многолетнего правления действовал негласный запрет на участие политических эмигрантов во внутренней жизни государства, что было связано с их активной оппозиционной деятельностью. В новом Основном законе запрет был закреплен де-юре и действовал на протяжении почти двадцати лет. Оперативному редактированию данной статьи препятствовал запрет на внесение изменений по вопросам, касающимся избирательных процедур. Поднять вопрос об отмене данной антидемократической нормы решилось только левоцентристское правительство Фернандо Луго, занявшего президентский пост в 2008 году.


Несмотря на низкую явку (12,4% от имеющих право голоса), власти признали референдум состоявшимся. По официальным данным, за предложенную поправку проголосовали 78% пришедших на референдум. Помимо участия в выборах и референдумах, проживающие за рубежом парагвайцы получили право выдвигать свою кандидатуру на любую избираемую государственную должность, включая президента и вице-президента, а также баллотироваться в представительные структуры любого уровня, в том числе и в Национальный конгресс.


Воспользоваться этими правами эмигранты смогут лишь начиная с всеобщих выборов 2013 года. В результате их участия парагвайский электорат увеличится на 720 тыс. избирателей (на 20%).


По мнению ряда экспертов, проведение данного референдума нельзя рассматривать как начало более широкой конституционной реформы. Вряд ли Ф.Луго пойдет по пути Венесуэлы, Боливии, Эквадора и Никарагуа, уже внесших поправки в Основной закон относительно переизбрания высшего должностного лица. Ф. Луго пришел к власти на волне критики предыдущего президента Н. Дуарте, стремившегося провести подобную конституционную реформу. Поэтому инициирование реформы в настоящее время означало бы измену своим политическим принципам. Сам Луго  утверждает, что не намерен продлевать свои полномочия. Вместе с тем в стране существуют политические силы, поддерживающие Луго и заинтересованные в предоставлении президенту новых полномочий. Уже предприняты определенные шаги в этом направлении. Так, в июне 2011 г. сторонники Ф. Луго собрали 100 тыс. подписей в поддержку изменения данного положения конституции, однако сенаторы отвергли проект поправки. В настоящее время в обеих палатах Национального конгресса большинство принадлежит оппозиции, поэтому сторонникам переизбрания Луго практически невозможно реализовать свой план. Обход законодательной ветви власти, как это произошло в Никарагуа, может вызвать дестабилизацию обстановки в  стране, поэтому исполнительная власть вряд ли пойдет по этому пути в преддверии выборов.


Итоги референдума имеют чрезвычайную важность из-за многочисленной парагвайской диаспоры (часть граждан эмигрировала по политическим причинам в период диктатуры, часть – из-за экономических факторов). По официальным данным, из 6,5 млн граждан за пределами страны постоянно проживают около 750 тыс. (в Аргентине – 550 тыс., Испании – 90 тыс., США – 30 тысяч). Ежегодная сумма денежных переводов в Парагвай из-за рубежа составляет около 500 млн долл. (3% ВВП).


Это первый референдум за 70 лет. Предыдущий был проведен в 1940 г. по поводу конституции, предложенной правительством маршала Хосе Феликса Эстигаррибиа (президент Парагвая в 1939–1940 гг.). Хотя возможность созыва референдума предусмотрена в Конституции 1992 г., на практике эта форма народного волеизъявления не применялась. Парагвай вошел в список 110 стран, где разрешено участие граждан, живущих за рубежом, в избирательном процессе. В Западном полушарии в этот список входят Аргентина, Бразилия, Боливия, Венесуэла, Канада, Колумбия, Мексика, Перу, Пуэрто-Рико и США.


Андрей Пятаков


Ратификация договора о создании зоны свободной торговли между Колумбией и США


13 октября 2011 г. Конгресс США ратифицировал договор о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) с Колумбией, Панамой и Южной Кореей. Особое место среди одобренных соглашений, учитывая его давнюю историю и продолжительную дискуссию, занимает американо-колумбийский пакт.


Соглашение было подписано президентами Альваро Урибе и Джорджем Бушем-мл. 22 ноября 2006 года. Национальный конгресс Колумбии ратифицировал договор в 2007 г., а Конституционный суд признал его легитимность в 2008 г. Пакт о создании ЗСТ положит конец неопределенности, существовавшей в торговых и экономических отношениях между Колумбией и США, и гарантирует инвесторам четкие правила игры и безопасность ведения бизнеса. Ратификация договора явилась значительным событием для обеих стран. Президент США Барак Обама назвал одобренное соглашение «крупной победой американских рабочих и бизнеса», а колумбийский лидер Хуан Мануэль Сантос – «историческим днем в отношениях между Колумбией и Соединенными Штатами».


В то же время отношение к ЗСТ не столь однозначно.  Так, председатель Унитарного профцентра трудящихся (CUT) Колумбии Тарсисио Мора заявил о неготовности южноамериканской страны присоединиться к данному договору в связи с недостаточно высоким уровнем ее экономического развития. В Соединенных Штатах среди представителей малого и среднего бизнеса имелось опасение, что ратификация договора приведет к росту безработицы и утрате конкурентного преимущества ряда производителей на внутреннем рынке. В рядах Демократической партии США до ратификации соглашения существовала озабоченность относительно соблюдения прав человека и ситуации в профсоюзном движении Колумбии  (с 2002 по 2010 г. было убито 282 профсоюзных активиста).  Высказывались опасения и о рисках для инвесторов в связи с продолжающимся внутренним вооруженным конфликтом.


Определенное сближение Боготы с Пекином, наметившееся после вступления Х.М.Сантоса на пост президента Колумбии в августе 2010 г., заставило американских конгрессменов ускорить ратификацию договора о ЗСТ в связи с необходимостью сохранения Боготы в орбите своего экономического влияния и угрозой потери крупного рынка. Ратификация соглашения с Колумбией вполне вписывается в нынешнюю тактику  внешнеэкономической деятельности США, направленную на заключение двусторонних соглашений после несостоявшегося проекта создания в Западном полушарии единой зоны свободной торговли (т.н. проект ALCA-light). Предполагается, что одобренные американским Конгрессом договоры с Колумбией, Панамой и Южной Кореей приведут к ежегодному увеличению экспорта США на 13 млрд долларов.


ЗСТ выгодна и для Колумбии, поскольку открывает возможность выхода на новые рынки для экспортеров, понесших большие потери после разрыва отношений с Венесуэлой в ноябре 2010 г.(колумбийский экспорт упал с 5,4 до 1,3 млрд долларов). Несмотря на восстановление отношений между двумя странами, задолженность  Венесуэлы по-прежнему составляет около 500 млн долларов. По мнению министра торговли Колумбии Серхио Диаса Гранадоса, договор о ЗСТ поможет увеличить колумбийский экспорт в США в ближайшие пять лет на сумму 50 млрд долл. (примерно в три раза)  и позволит создать 300 тыс. новых рабочих мест. Кроме того, ЗСТ повысит эффективность аграрной реформы как одного из приоритетов нынешнего президента. Соглашение будет способствовать и снижению уровня насилия в стране. Зона свободной торговли с США способна привлечь в страну высокие технологии, столь необходимые для модернизации колумбийской экономики.


С другой стороны, несмотря на заявления официальных лиц с обеих сторон о взаимной выгоде от данного договора, существуют некоторые риски для малого и среднего бизнеса, а также сельского хозяйства Колумбии. В связи с притоком в страну промышленной продукции из США может снизиться и конкурентоспособность колумбийской промышленности.


Егор Прусов


Глобальная акция социального протеста и Латинская Америка


15 октября была организована глобальная акция социального протеста в рамках движения Los indignados (исп. – возмущенные), возникшего в мае 2011 г. в Испании. Многие СМИ ошибочно идентифицируют нынешнюю акцию протеста с движением “Оккупируй Уолл-Стрит”, созданным 17 сентября 2011 г. в Нью-Йорке, однако оно само является частью более широкого феномена. Североамериканская организация выступила только в качестве главного организатора и вдохновителя данной конкретной акции, но само международное движение возмущенных гораздо шире. По уже сложившейся альтерглобалистской традиции обозначать крупные акции протеста аббревиатурой это мероприятие получило обозначение “15-О”. В отличие от выступлений в Европе и США массовые протесты в Латинской Америке привлекли гораздо меньшее внимание мировых СМИ.


В глобальном масштабе в акции приняли участие общественные организации из 82 стран. Манифестации прошли в 950 городах мира, в том числе в 100 латиноамериканских. В регионе выступления были зафиксированы в Аргентине, Бразилии, Гватемале, Доминиканской Республике, Колумбии, Коста-Рике, Мексике, Панаме, Парагвае, Перу, Пуэрто-Рико, Уругвае и Чили. Хотя у глобальной акции были общие лозунги (несправедливое распределение государственных доходов, недостаточность бюджетных ассигнований на социальные нужды, безработица, кризис репрезентативности и др.), каждое движение стремилось обозначить национальные проблемы.


Самые масштабные выступления имели место в  Бразилии и Мексике. В самом крупном южноамериканском государстве акции прошли в 45 городах, протестующие объединились под лозунгом “Реальная демократия в Бразилии”. Объектом их критики стали коррупция и бюрократия. По мнению участников акции, и Чемпионат мира по футболу 2014 г., и Олимпийские игры 2016 г., которые должны пройти в Бразилии, служат интересам богатых и только усугубят существующие в стране проблемы. В Мексике манифестации охватили 15 штатов. Участники несли плакаты с лозунгами: “Много меньшинств создают большинство”, “Оккупируй не только площади, но и сознание” и другие. В Гватемале и Гондурасе манифестанты выступали против транснациональных корпораций и местных политических элит. В некоторых странах региона накануне акций возникли новые организации (“Свободная оппозиция” в Коста-Рике, Национальный фронт защиты экономических прав в Панаме и т.д.). В Доминиканской Республике манифестанты требовали повышения государственных расходов на образование до 4% ВВП. В Чили, где уже пять месяцев студенты требуют реорганизовать систему среднего и высшего образования, акции протеста были организованы и возглавлены именно студенческими организациями. В Парагвае участники акции заявляли о необходимости формирования новой финансовой архитектуры мира.


Движение возмущенных является непосредственным преемником альтерглобалистского движения, испытывающего явный идейный и организационный кризис. Своего рода реанимация альтерглобализма произошла в мае 2011 г., когда во всех крупнейших городах Испании прошли массовые манифестации с требованиями создать новые демократические механизмы, способные представлять интересы простых граждан, и против монополии транснациональных корпораций и банков. Широкий международный резонанс получила акция, прошедшая 15 мая 2011 г. и поддержанная социальными движениями многих стран. Свое название движение получило от брошюры французского исследователя и бывшего дипломата Стефана Хесселя “Возмущайся! За мирное восстание”, опубликованной в 2010 г. и ставшей бестселлером во Франции. Автор призывает молодежь  не довольствоваться существующим мироустройством и отстаивать нонконформистские ценности, однако предостерегает ее от бессмысленных поступков и жертв. По его мнению,  результатом недовольства и возмущения должны быть конструктивные преобразования.


Многие аналитики отмечают  высокую координацию действий, синхронность акций и глобальный характер протестного движения возмущенных. Пока трудно прогнозировать его среднесрочные перспективы. Вполне возможно, что в ближайшем будущем будут предприняты новые попытки проведения подобных глобальных акций протеста. Вместе с тем нельзя исключать, что эмоциональный накал и заряд движения может пойти на спад после нескольких попыток донести до мирового сообщества свою точку зрения, как это произошло с Всемирными социальными форумами, главной дискуссионной площадкой альтерглобалистского движения. Латинская Америка как регион с высочайшим уровнем социального неравенства обладает большим протестным потенциалом, который наверняка будет задействован в процессе дальнейшего развития международного движения возмущенных.


Андрей Пятаков


Выборы судебной власти в Боливии


16 октября 2011 г. в Боливии прошли выборы судебной власти, в которых приняли участие 116 кандидатов на посты в Верховном суде, Национальном аграрном суде, Конституционном суде, Совете судей и в судебных округах. Судьи впервые избираются путем прямого всенародного голосования, что, по мнению правительства, является важным шагом на пути к «демократизации демократии» и «деколонизации» судебной системы. Президент Эво Моралес утверждает, что судебная власть, избранная непосредственно гражданами, будет в большей степени им подотчетна. На практике же результаты голосования продемонстрировали несогласие населения с подобным подходом.


Уровень электорального протеста, выразившегося в порче бюллетеней и голосовании против всех, достиг 60% (ранее протестное голосование не превышало 15%). К урнам пришли около 80% граждан, хотя участие в выборах является обязательным. Подавляющее большинство кандидатов получили от 2 до 10% голосов. Это первая неудача партии Моралеса с 2005 г., когда он пришел к власти, получив 54% голосов. На референдуме о доверии в 2008 г. его поддержали 67%, Конституция 2009 г. была одобрена 61,4% избирателей, в декабре 2009 г. Моралес был переизбран на второй срок с более чем убедительным результатом в 64% голосов. В настоящее время президент уже не может в полной мере опереться на социальную базу правящего Движения к социализму (MAS) образца 2005–2009 гг., которая обеспечивала поддержку всех его инициатив. Среди причин этого – серьезные ошибки, допущенные правительством за последний год и существенно ослабившие поддержку населением проводимого курса. В декабре 2010 г. на основании президентского декрета резко возросли цены на топливо, остававшиеся фиксированными в течение последних семи лет. Эта мера спровоцировала мощные акции протеста профсоюзов. К февралю 2011 г. рейтинг президента снизился до рекордно низкой отметки в 32%.


В сентябре 2011 г. в Боливии разразился очередной политический кризис, вызванный жесткими действиями полиции по разгону марша коренного населения, протестующего против строительства трассы через индейскую территорию и национальный парк Исиборо-Секуре в департаментах Бени и Кочабамба. Действия правительства вызвали неприятие различных секторов общества, что вылилось в кризис кабинета: в отставку подали министр обороны С.Чакон и министр внутренних дел С.Льоренти. В результате этого противостояния поддержка индейцами Эво Моралеса – этнического аймара – существенно снизилась. Произошло второе за год падение уровня поддержки президента: с 44 до 37%.


Среди причин столь высокого уровня протестного голосования эксперты и представители оппозиции называют и недемократичность прошедших выборов. Согласно конституции перед всенародным голосованием кандидаты должны быть отобраны Многонациональной законодательной ассамблеей, которая сегодня на 2/3 контролируется MAS. В результате в выборах участвовали преимущественно лояльные президенту кандидаты, а их профессионализм и опыт учитывались лишь во вторую очередь. Фактически выборы судебной власти стали плебисцитом, который Моралес проиграл. Низкие результаты вызывают сомнения и относительно легитимности избранных должностных лиц. В условиях продолжающегося с декабря 2010 г. кризиса власти от правительства все более отдаляются традиционные сторонники Моралеса и средний класс. Для их удержания потребуется корректировка политического курса.
Избранные судьи приступят к своим обязанностям в январе 2012 года.


Алексей Чернышев


Всеобщие выборы в Аргентине


23 октября 2011 г. в Аргентине состоялись всеобщие выборы, на которых граждане страны выбирали представителей разных уровней исполнительной и законодательной власти: президента, вице-президента, 130 депутатов нижней палаты Национального конгресса, 24 сенаторов, 9 губернаторов и 135 глав местных органов самоуправления.


В голосовании приняли участие 79% избирателей из 29 млн человек, внесенных в избирательные списки. В отличие от большинства стран мира участие в голосовании – не право, а почетная обязанность каждого  аргентинца в возрасте от 18 до 70 лет. За неявку на избирательный участок может быть наложен денежный штраф, хотя в последние годы эта законодательная норма не применяется. 


В президентской гонке участвовали семь кандидатов, которые представляли широкий спектр политических сил страны. По официальным данным,  действующий президент Кристина Фернандес де Киршнер, которая баллотировалась на высший пост от избирательного блока «Фронт за победу», победила в первом туре выборов с результатом в 54,11% голосов. Вместе с ней на пост вице-президента избран Амадо Буду, занимавший ранее пост министра экономики. Второе место получил кандидат от Социалистической партии, губернатор провинции Санта-Фе Эрмес Биннер (16,8%), на третьей позиции – представитель Гражданского радикального союза Рикардо Альфонсин, сын бывшего президента Рауля Альфонсина (11,14%), четвертое место занял губернатор провинции Сан-Луис, член Хустисиалистской партии Альберто Родригес Саа (7,96%). За бывшего президента страны Эдуардо Дуальде, представляющего Народный фронт, высказались 5,86% избирателей. Кандидаты от Левого фронта Хорхе Альтамира и Гражданской коалиции Элиса Мария Каррьо получили соответственно 2,3% и 1,82% голосов.    


Победа действующего президента была предопределена еще 14 августа 2011 г. по итогам первых в истории Аргентины первичных общенациональных выборов. К.Фернандес де Киршнер набрала чуть больше 50% голосов, существенно опередив представителей других партий. Такой высокий результат лидера «Фронта за победу» оказался совершенно неожиданным для оппозиции, которая так и не смогла выдвинуть единого кандидата, фактически сделав выбор аргентинского избирателя безальтернативным. Социалист Эрмес Биннер и представитель старейшей оппозиционной партии – Гражданского радикального союза Р.Альфонсин, получившие практически одинаковый результат на праймериз, не смогли создать коалицию. Два других наиболее влиятельных оппонента действующего президента – А. Родригес Саа и Э. Дуальде – представляют т.н. оппозиционное крыло перонизма. Несмотря на большое количество партий (их в Аргентине почти 700), главной политической силой всегда была Хустисиалистская партия, созданная в 1947 г. Хуаном Доминго Пероном. С этого момента президентские выборы в стране выигрывали только кандидаты от Хустисиалистской (перонистской) партии и Гражданского радикального союза. Ситуация изменилась только в 2003 г., когда Нестор Киршнер создал «Фронт за победу», на что его противники внутри Хустисиалистской партии ответили созданием нескольких оппозиционных альянсов, которые, как показали нынешние выборы, оказались невостребованными у избирателей.


К.Фернандес де Киршнер и А.Буду провели яркую избирательную компанию, уделяя большое внимание социальной сфере и заботе о нуждах населения. Действующий президент не раз заявляла, что цель ее политического курса – «найти золотую середину между социализмом и капитализмом». За время ее правления государственные субсидии для малообеспеченных слоев населения выросли более чем в два раза, а средняя заработная плата увеличилась на четверть. Политическая платформа левоцентристского «Фронта за победу» строится на сочетании национальной идеи и принципов социальной справедливости. 


За годы своего правления К.Фернандес де Киршнер активно проводила популярные социальные программы: от строительства «народных стадионов» до почти бесплатной раздачи еды и устройства на работу студентов. Во время избирательной кампании действующий президент открывала новые предприятия и активно выступала перед избирателями, а будущий вице-президент сопровождал ее и свои речи песнями и игрой на гитаре.   


Особую роль в победе К.Фернандес де Киршнер сыграла в целом стабильная экономическая ситуация, на которую не сильно  повлияли мировые финансовые потрясения последних лет. Несмотря на достаточно высокую инфляцию и почти 40-процентное падение курса аргентинской валюты за последние три года, темпы роста ВВП составляют 8%, а безработица достигла своего 20-летнего минимума. Аргентина вернула себе звание одного из ведущих в мире производителей зерна. К. Фернандес де Киршнер удалось урегулировать конфликт с местными сельхозпроизводителями, эскалация которого в 2009 г. стоила ее «Фронту за победу» потери большинства в Национальном конгрессе. Таким образом, большинство населения, чувствуя уверенность в завтрашнем дне и реальную финансовую заботу со стороны правительства, предпочло сохранить политический статус-кво.  


Победа К.Фернандес де Киршнер стала рекордной по целому ряду показателей. Во-первых, она заручилась поддержкой 54% избирателей, что не удавалось еще ни одному демократически избранному президенту страны. Во-вторых, К.Фернандес де Киршнер стала первой женщиной-президентом, переизбранным на второй срок не только в Аргентине, но и во всей Латинской Америке, а ее избирательный блок получает третий подряд мандат на управление страной. Сторонникам действующего президента также удалось заручиться большинством голосов в обеих палатах Национального конгресса, который до выборов блокировал ряд предложенных правительством законопроектов. После 10 декабря новый состав Сената и Палаты депутатов сможет утвердить государственный бюджет и принять необходимые законы. Кроме поддержки представителей малообеспеченных слоев населения страны, Кристина Фернандес де Киршнер неожиданно получила значительную поддержку в аргентинской столице, жители которой традиционно симпатизируют оппозиции. По сравнению с предыдущими выборами 2007 г. электорат действующего президента увеличился на 3 млн человек. 
  

На выборах в Палату представителей «Фронту за победу» удалось восстановить утраченный в 2008 г. статус-кво: в новом составе коалиция увеличила представительство с 87 до 135 из 257 депутатов, что превышает необходимое конституционное большинство. Гражданский радикальный союз сохранил 42 принадлежавших ему ранее мест. Свои позиции удержал и Федеральный перонизм (27 депутатов). Остальные оппозиционные партии в той или иной степени сократили свое парламентское присутствие. Правоцентристский альянс «За» (Pro) получил 10 мест (ранее имел 11), левоцентристский Прогрессивный широкий фронт – 17 вместо 22 депутатов. Заметно ослабли позиции Гражданской коалиции (всего 7 вместо 18 депутатов). Другие мелкие партии вообще утратили парламентское представительство.


В Сенате представителям «Фронта за победу» также удалось получить большинство (38 из 76 мест), увеличив представительство на 1 место. Поскольку по конституции главой Сената автоматически становится вице-президент, верхняя палата остается  подконтрольной исполнительной власти.


В рамках всеобщих выборов переизбирались губернаторы 9 из 23 провинций. 8 губернаторских мест достались сторонникам президента. В столичном округе Буэнос-Айрес (11 млн жителей, 37% аргентинского электората) губернатором переизбран на второй срок член Хустисиалистской партии Даниэль Сциоли, за которого проголосовали 55% избирателей. Таким образом, киршнеризму удалось консолидироваться и существенно укрепить свои позиции на всех этажах политической системы Аргентины, что позволяет сделать вывод о том, что граждане действительно поддерживают аргентинскую модель развития, основанную на рыночной экономике и активной социальной защите населения. 


Никита Анисимов      


Латиноамериканское турне президента Украины В. Януковича


С 21 по 26 октября президент Украины Виктор Янукович посетил Кубу и Бразилию. Переговоры с латиноамериканскими партнерами завершились подписанием ряда договоров в различных сферах двустороннего сотрудничества.


В. Янукович принял участие в работе украинско-кубинского бизнес-форума, во время которого посетовал на недостаточно прочные двусторонние торгово-экономические связи, не соответствующих потенциалу двух стран (общая сумма товарооборота составляет лишь около 30 млн долларов). По мнению высокого гостя,  благоприятным фактором расширения присутствия украинских предприятий на кубинском рынке могут стать начавшиеся на острове экономические реформы. В качестве успешного примера сотрудничества была названа деятельность совместных предприятий, созданных при участии украинской компании «АвтоКрАЗ». Глава Украины выразил уверенность в успешной реализации совместных проектов в области сельского хозяйства, а также обратил внимание на возможность развития эффективного сотрудничества кубинской стороны с предприятием «Южмаш», занимающегося разработкой и выпуском ракетно-космической продукции, а также авиапредприятия «Антонов». На данный момент Украина поставляет на Кубу железнодорожные вагоны, экспортирует продукцию черной металлургии, химической промышленности, минеральные удобрения, зерновые культуры и подсолнечное масло. Во время нынешнего визита подписаны договор о сотрудничестве между кубинской и украинской торговыми палатами, соглашение о кооперации в транспортном секторе, позволяющее кубинцам работать на торговых судах под флагом Украины, и меморандум о сотрудничестве в области науки, образования и культуры.


Во время переговоров с председателем Госсовета и Совета министров Кубы Раулем Кастро стороны обсудили состояние и перспективы двусторонних отношений. Р. Кастро вручил главе Украины высшую награду Республики Куба - орден Хосе Марти за личный вклад в развитие двусторонних отношений и «в знак уважения и любви» кубинского народа к украинскому народу. В. Янукович посетил Лечебно-оздоровительный центр «Тарара», где уже на протяжении 21 года проходят реабилитацию украинские дети, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Президент Украины поблагодарил медицинский персонал за помощь, оказываемую пострадавшим от техногенной катастрофы  (за два с лишним десятилетия на Кубе прошли курс лечения и оздоровления более 24 тыс. пациентов, в том числе более 20 тыс. детей, многие из них с тяжелыми онкологическими, иммунными, ортопедическими и системными заболеваниями).


Во время встречи с Фиделем Кастро стороны обсудили вопросы сотрудничества Украины и Кубы, в частности,  в медицинской сфере. В.Янукович пожелал кубинскому руководству успехов в проведении намеченных реформ.


С 24 по 26 октября украинский руководитель посетил Бразилию. В 2011 г. сложилась позитивная динамика товарооборота между Украиной и Бразилией, который, несмотря на мировой экономический кризис, вырос на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В 2010 г. объем торговли между странами составил 338,1 млн долларов. На долю украинского экспорта приходится 128,2 млн долл. (в основном минеральные удобрения и черные металлы), бразильского – до 209,9 млн долл. (свинина, говядина, табак, кофе и тростниковый сахар).


На встрече с Паулу Скафом, председателем Федерации промышленников Сан-Паулу, В.Янукович отметил необходимость перехода от деклараций к реализации конкретных проектов. Бразильский предприниматель также выразил заинтересованность в углублении сотрудничества с Украиной, пообещав содействие «в наведении мостов» между деловыми кругами двух стран, и вручил главе украинского государства почетную награду федерации.


Тепло прошла встреча В.Януковича с представителями украинской диаспоры, насчитывающей около 500 тыс. человек, в основном занятых в сфере сельского хозяйства и в значительной мере утративших родной язык. (В этом году исполняется 120 лет с момента начала украинской миграции в эту южноамериканскую страну).


В интервью бразильской газете O Globo В.Янукович изложил свою точку зрения на состояние и перспективы отношений Украины с Бразилией, Россией и ЕС. Значительная часть вопросов касалась судебного разбирательства по т.н. «делу Тимошенко», которое бразильская пресса считает политическим.


По итогам переговоров с президентом Бразилии Дилмой Русеф подписан ряд документов о сотрудничестве в торгово-экономической, космической, военно-технической и энергетической сферах. Особого внимания заслуживают меморандум о взаимопонимании между Национальной академией аграрных наук Украины и Бразильской сельскохозяйственной исследовательской корпорацией «ЭМБРАПА» и меморандум о взаимопонимании между министерством энергетики и угольной промышленности Украины и министерством горной промышленности и энергетики Бразилии, направленные на объединение научного потенциала сторон и обмен технологиями в производстве биотоплива. Заинтересованность украинской стороны в развитии этого направления  объясняется наличием значительных посевных площадей и необходимостью поиска новых источников энергии, а также лидерством Бразилии в разработке высокотехнологичных видов топлива. Президенты двух стран выразили удовлетворение темпами развития начатого в 2003 г. совместного проекта «Циклон-4 - Алкантара» по созданию ракетно-технического комплекса для запуска космических аппаратов на околоземные орбиты. Непосредственным его исполнителем является созданное в 2006 г. на паритетных началах украинско-бразильское предприятие «Алкантара Циклон Спейс» с уставным капиталом 105 млн долларов. Необходимые работы планируется завершить в 2013 году. Кроме того, была отмечена успешная работа межправительственной комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества и принято решение о проведении совместных бизнес-форумов. Первый из них планируется провести в Бразилии с участием крупного бизнеса, представителей государственного сектора и губернаторов обеих стран.


Во время встречи с председателем Сената Жозе Сарнеем стороны подчеркнули важность стратегического партнерства между странами и выразили надежду на дальнейшее развитие сотрудничества.


Украина крайне благодарна за помощь, оказываемую Кубой в рамках программы «Дети Чернобыля». Между двумя странами существуют достаточно тесные связи и в других сферах, однако серьезным препятствием для расширения экономического сотрудничества представляются ограничения для ведения бизнеса на острове.


Визиты В. Януковича в Латинскую Америку говорят о намерении Украины диверсифицировать свои политические и экономические связи. В этой связи весьма плодотворным может стать сотрудничество с Бразилией, прежде всего в ракетно-космической отрасли, производстве биотоплива, а возможно и в авиапромышленности.  Нельзя исключить и потенциального участия бразильской компании Petrobras в добыче природного газа на Черноморском шельфе. Более тесной кооперации на различных уровнях  препятствует наличие визовых формальностей, отмена которых перенесена с 4 ноября этого года на неопределенный срок. Можно предположить, что решение этого вопроса осложнилось из-за «дела Тимошенко», поскольку Бразилия активно выступает за повсеместное соблюдение демократических норм.  


Егор Прусов


XXI Ибероамериканский саммит:
роль государства в преодолении последствий экономического кризиса


28 и 30 октября в парагвайской столице состоялся XXI Ибероамериканский саммит, посвященный трансформации и развитию государства. Во вступительной речи генеральный секретарь объединения Энрике Иглесиас отметил, что государства- участники должны сосредоточить свои усилия на макроэкономической политике и проблемах образования, равенства, инноваций и модернизации государственных институтов.


На форуме была подвергнута критике экономическая политика Европейского союза, который ранее выступал в качестве главного ориентира развития для латиноамериканского региона. В последнее время все отчетливее звучат мотивы разочарования, и данный саммит только закрепил эту тенденцию. По мнению Э.Иглесиаса, ЕС не извлек уроков из латиноамериканского опыта приватизации и либерализации на рубеже прошлого и нынешнего века, которая привела к росту бедности и социального неравенства. В настоящее время впервые за всю историю проведения подобных встреч Латинская Америка выступила в качестве примера для европейских держав. Регион довольно успешно прошел посткризисную реабилитацию. В 2010 г.  темпы экономического роста составили в среднем 6%. Стало очевидным, что  методы макроэкономического управления, применяемые странами региона и направленные на усиление госсектора, доказали свою эффективность и жизнеспособность.


Единственным вопросом, вызвавшим бурные дебаты, было предложение Парагвая ввести свободное транспортное сообщение между странами, не имеющими доступа к морю. Эта идея была поддержана Боливией и подвергнута критике Чили как преждевременная (между двумя государствами существует территориальный спор).


Скандалом завершилось выступление вице-президента Всемирного банка по  латиноамериканскому региону Памелы Кокс, поскольку зал заседаний демонстративно покинул эквадорский президент Рафаэль Корреа, не согласный с политикой этого финансового института. По мнению главы государства, занимавшего пост министра экономики в 2005 г., ВБ  выдвинул Эквадору неприемлемые условия выдачи кредита в размере 200 млн долларов, потребовав либерализации экономики.


На саммите по разным причинам отсутствовали руководители Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Гондураса, Колумбии, Коста-Рики, Кубы, Никарагуа, Сальвадора и Уругвая, что дало основание говорить о кризисе форума, исчерпавшего механизмы диалога и консенсуса. Эту точку зрения озвучил боливийский президент Эво Моралес, заявивший, что проводящийся на протяжении 20-ти лет саммит носит формальный характер и не принимает никаких важных стратегических решений.


В заключительной совместной декларации отмечалось, что в условиях мирового экономического кризиса повышается роль государства как центрального субъекта стабильного развития. Для достижения этой цели предлагается ввести прогрессивное налогообложение, что позволило бы перераспределить доходы и способствовать снижению уровня бедности. Именно сбалансированная и эффективная социальная политика способна обеспечить преодоление негативных последствий экономического кризиса. Особое внимание должно обращаться на повышение производительности труда и создание новых рабочих мест и другие меры, направленные на интеграцию в общество новых социальных  групп.


В других декларациях были изложены позиции форума по ряду вопросов международной политики. Участники саммита высказались за продуктивный диалог между Аргентиной и Великобританией относительно государственной принадлежности Мальвинских (Фолклендских) островов, отметив постоянную готовность аргентинской стороны к обсуждению проблемы. Президенты призвали США отменить эмбарго против Кубы и отметили неэффективность проводимой в регионе миграционной политики, нарушающей права человека. Была отмечена стратегическая роль сельского хозяйства в экономике региона. Именно аграрные проблемы и продовольственная безопасность должны находиться в центре внимания государства, озабоченного предотвращением негативных последствий изменения климата. Частные вопросы касались декриминализации потребления коки как древнейшей традиционной культуры, создания зернового фонда в Андском субрегионе, поддержки эквадорского экологического проекта Ясуни, направленного на сохранение природного разнообразия и т.д. Принятые документы не отразили предложение Испании отменить смертную казнь и предложение Коста-Рики признать право человека на мир. Очередной саммит намечено провести  в 2012 г. в г. Кадисе (Испания).


Андрей Пятаков


Колумбия: региональные выборы и корректировка политического курса


30 октября 2011 г. в Колумбии состоялись выборы в региональные и местные органы власти, на которых избирались 32 губернатора, 1102 алькальда (мэра), 418 депутатов департаментских законодательных органов, 12063 муниципальных и 4627 городских советников. Явка была достаточно высокой и составила, по официальным данным,  56,8% (в отличие от большинства стран региона в Колумбии участие в выборах добровольно). Несмотря на мобилизацию всех силовых структур избирательная кампания сопровождалась всплеском насилия: был убит 41 кандидат, 92 получили угрозы и 8 были похищены. Зарегистрировано 52 случая беспорядков в 12 из 32 департаментов (блокирование автострад, нападения и поджоги общественных зданий и т.д.). Тем не менее, несмотря на противодействие леворадикальных и давление ультраправых незаконных вооруженных формирований, выборы состоялись на всех избирательных участках, а само голосование прошло относительно спокойно.


Как показали итоги выборов, произошли некоторые изменения в расстановке политических сил. По официальным данным, 34,4% (10 губернаторских мест) завоевали организации и коалиции, представляющие гражданское общество, 18,8% (6 постов) – Колумбийская либеральная партия (PLC),  12,5% (4) – Социальная партия национального единства (PSUN), 9,4% (3) - Независимый социальный альянс (ASI), 6,3% (2) - Партия зеленых (PV), другие партии – по 3,1% (по одному месту). На выборах алькальдов лидировали либералы (21,9% мест), за ними следовали Радикальная перемена (СR, 18,8%), гражданские движения (15,6%), PSUN (15,6%), Колумбийская консервативная партия (РСС, 9,4%), PV – 9,4%, другие партии и движения набрали по 3,1%.


Достаточно неожиданным оказался успех независимых кандидатов, выдвинутых социальными движениями (хотя многие из этих политиков формально входили в те или иные партии или вышли из них незадолго до выборов). Максимальных результатов добились либералы, входящие в традиционную Колумбийскую либеральную партию и отколовшуюся от нее «Радикальную перемену», в то время как консерваторы, контролировавшие ранее почти половину департаментов, сохранили за собой только один губернаторский пост. Хотя правящая партия PSUN утратила 3 из 7 губернаторских постов, проправительственная коалиция полностью контролирует ситуацию.


Наиболее острая борьба развернулась за пост алькальда столицы, население которой превышает 7 млн человек (этот пост неофициально считается второй по значимости государственной должностью после президента страны). Столичным алькальдом стал избираемый на основе относительного большинства голосов Густаво Петро (движение «Прогрессивные», 32,2%), ему уступили Энрике Пеньялоса (25%, PV и PSUN), независимый кандидат Джина Пароди (16,7%) и Карлос Галан (12,7%, CR).


Избранный мэр (2012 – 2016) – неординарная личность, состоявший более 10 лет в рядах городской герильи – националистического «Движения 19 апреля» (М-19). Эта организация получила широкую известность после захвата Дворца правосудия в ноябре 1985 года.  Во время операции силовых структур по освобождению заложников погибли более 100 человек, в том числе и многие члены Верховного суда. В то время как многие представители сил правопорядка, штурмовавшие здание, были привлечены к суду, роль М-19 в этих драматических событиях до сих пор окончательно не выяснена (одна из версий указывает на заинтересованность наркомафии в уничтожении находившихся в  руках правосудия документов).


Впоследствии М-19 отказалось от вооруженной борьбы, трансформировалось в легальную политическую партию и сыграло важную роль в принятии Конституции 1991 года. В  октябре 1991 г. Г.Петро был избран депутатом Палаты представителей, с 1994 по 1997 г. работал в качестве атташе колумбийского посольства в Бельгии, где раскрыл связи своего посла с ультраправыми военизированными формированиями (парамилитарес).  С 1998 по 2010 гг. постоянно избирался депутатом  конгресса и завоевал широкую популярность из-за разоблачений связей правящего класса с ультраправыми и наркомафией (в результате предпринятых расследований привлечены к суду более 60 законодателей). В марте 2010 г. участвовал в президентских выборах от «Альтернативного демократического полюса». Благодаря ключевой роли этого политика широкий резонанс получили коррупционные скандалы, которые привели к аресту алькальда столицы Самуэля Морено Рохаса, также избранного от PDA. Накануне региональных выборов Г.Петро и его сторонники вышли из «Альтернативного демократического полюса» и создали умеренное левоцентристское  движение «Прогрессивные».


Отношение к избранному алькальду неоднозначное.  Президент страны, занимавший беспристрастные позиции и не вмешивавшийся в проведение выборов,  считает, что избрание бывшего партизана на ключевой пост означает победу демократии и может случить четким сигналом о целесообразности прекращения вооруженной борьбы, а сам Петро квалифицируется как убежденный сторонник демократии. Напротив, многие политики  и политологи считают его избрание бывшего партизана трагедией для страны и указывают на отсутствие у него организаторских способностей и административного опыта.  Потенциальная слабость градоначальника связана и с отсутствием опоры на какую-либо влиятельную политическую силу, его безоговорочные сторонники составляют только 8 из 45 городских депутатов. Не лишены основания и доводы тех, кто считает,  итоги выборов в столице одновременно нанесли удар по истеблишменту, по традиционным левым, по сторонникам экс-президента Альваро Урибе и в какой-то мере по правительству, которое предпочло бы любого другого кандидата.


Тем не менее, Г.Петро выразил готовность к сотрудничеству с центральной исполнительной властью, есть все основания утверждать, что новый алькальд не впадет в государственнический и социалистический радикализм, в котором его без основания  обвиняют политические оппоненты.


Г.Петро получил тяжелое наследие: столица переживает  беспрецедентный кризис, парализована коррупционными скандалами предыдущей администрации и растратой денежных фондов, выделенных на развитие инфраструктуры. Среди приоритетных проблем фигурируют решение транспортной проблемы, развитие системы образования и здравоохранения и обеспечение личной безопасности граждан.


Алькальдами других городов-миллионников избраны либерал Анибал Гавириа Корреа (37,7%, Медельин), консерватор Родриго Герреро (42,1%, Кали), кандидат CR Эльса Маргарита Ногера (58%, Барранкилья) и представитель ASI Кампо Элиас Теран (54,7%, Картахена). В г. Бельо, где большинство населения проголосовало против всех, избирательная кампания будет проводиться повторно.


Региональные и местные выборы заметно укрепили позиции президента Х.М.Сантоса, занявшего пост главы государства в августе 2010 года. Правящая коалиция получила почти все места в органах власти (с резкой критикой правительства выступает только «Альтернативный демократический полюс», а Партия зеленых скорее оказывает критическую поддержку). Одновременно изменение в расстановке политических сил говорит снижении популярности и возможном уходе с политической сцены экс-президента Альваро Урибе, самые ярые сторонники которого проиграли выборы. Очевидным фактом стало ослабление собственно правящей Социальной партии национального единства, которая постепенно отходит на второй план и об восстановлении утраченных позиций Колумбийской либеральной партии. Полным провалом завершились прошедшие выборы для левых и левоцентристских сил, поскольку представляющий их «Альтернативный демократический полюс» не получил ни одного поста губернатора или алькальда. Можно говорить о продолжающемся кризисе партий как политического института и об активизации гражданского общества, которое ищет иные формы политического участия. Нельзя не согласиться с мнением президента Х.М.Сантоса в том, что итоги выборов показали стремление колумбийцев к миру и говорят о безоговорочном проигрыше сторонников политического насилия.


Становится очевидным, что после выборов произойдет дальнейшая корректировка политического курса в целом. Нынешний глава государства постепенно дистанцируется от доктрины демократической безопасности своего предшественника. Хотя силы правопорядка и продолжают вести успешную вооруженную борьбу с леворадикальной герильей (свидетельство тому – гибель лидера Революционных вооруженных сил Колумбии Альфонсо Кано), правительство одновременно предпринимает попытки создать политические и социальные условия для прекращения внутреннего вооруженного конфликта. Разорвать порочный круг между насилием и острыми социальными проблемами может вступивший в силу в мае 2011 г. закон о жертвах и земельной собственности, в соответствии с которым предоставляется денежная компенсация всем пострадавшим участникам конфликта и устраняются юридические препятствия на пути возвращения захваченных земель их законным владельцам. (См. подробнее Латиноамериканскую панораму за май 2011 года). Об усилении внимания к социальным проблемам говорит и восстановление в октябре 2011 г. упраздненного А.Урибе министерства труда, во главе которого стал председатель PLC Рафаэль Пардо. За время пребывания у власти Х.М.Сантосу удалось создать более миллиона новых рабочих мест, в результате уровень безработицы впервые опустился ниже 10%. Начато строительство 270 тыс. жилищ, за четыре года президентского мандата предполагается заселить более миллиона индивидуальных домов и квартир. Решение социальных проблем осуществляется на фоне успешного развития экономики: среднегодовые темпы роста промышленного производства составили 9,5%, а товарооборот страны вырос на 13%, несмотря на сохраняющуюся нестабильность увеличивается приток иностранных инвестиций.


Смелым политическим шагом стал подписанный в 31 октября 2011 г. указ о ликвидации Административного департамента безопасности (DAS). Один из бывших руководителей спецслужб, обвиняемых в связях с ультраправыми вооруженными формированиями и  незаконном прослушивании телефонных разговоров журналистов, оппозиционных политиков, членов Верховного суда и других официальных должностных лиц, Хорхе Ногера, приговорен к длительному тюремному заключению, привлечены к уголовной ответственности и другие руководители и рядовые сотрудники департамента. В стране происходит реальная борьба с коррупцией. Наиболее знаковыми фигурами, привлеченными к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств и нарушения при заключении контрактов стали бывший алькальд столицы С.Морено и бывший министр сельского хозяйства Андрес Фелипе Ариас.


Среди внешнеполитических успехов заслуживают упоминания нормализация  отношений с Венесуэлой и Эквадором, достижения колумбийской дипломатии в Союзе южноамериканских наций (UNASUR) и ратификация договора о свободной торговле Конгрессом США.


Збигнев Ивановский

 

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005