ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

ЯНВАРЬ 2012 ГОДА

  • Латиноамериканское турне президента Ирана
  • Пятилетие «гражданской революции» в Эквадоре
  • Ямайка: задачи и первые шаги нового правительства
  • Всемирный социальный форум в Порту-Алегри
  • Партийная конференция и проблемы социализма на Кубе


Латиноамериканское турне президента Ирана

 

С 8 по 12 января состоялось латиноамериканское турне Махмуда Ахмадинежада. Это уже пятый визит иранского лидера в регион. В последние годы наблюдается всплеск торгово-экономического сотрудничества исламской республики со странами Латинской Америки. Иран установил дипломатические отношения с 11 государствами региона,  в 2011 г. его товарооборот с Латинской Америкой превысил 3 млрд долл. (в 2008 г.  – 1 млрд. ).  Иранский лидер посетил Венесуэлу, Никарагуа, Кубу и Эквадор. Во время  переговоров с лидерами указанных государств уделялось внимание главным образом политическому сотрудничеству. Был достигнут ряд договоренностей в экономической сфере с Венесуэлой и Эквадором.


Первым пунктом визита М. Ахмадинежада стала Венесуэла, ключевой партнер Ирана. Между этими странами за последние годы было заключено более 270 соглашений в сферах торговли, строительства, производства авто- и сельскохозяйственной техники, энергетики и финансов. Уго Чавес сыграл важную роль в продвижении иранских интересов в Латинской Америке, прежде всего в блоке ALBA. Между Венесуэлой и Ираном был подписан договор o сотрудничестве в промышленной сфере и обучении персонала. В целом нынешние переговоры были посвящены вопросам политического взаимодействия. У. Чавес в очередной раз поддержал стремление Ирана развивать ядерную программу, вызывающую все больше вопросов у мирового сообщества, и заявил o  недопустимости применения военной силы против Тегерана в условиях обостряющегося  дипломатического конфликта с США. В ходе переговоров М. Ахмадинежад напомнил У.Чавесу o необходимости погашения долга иранским государственным компаниям на общую сумму в 298 млн долларов. 98 млн Венесуэла задолжала компании Ehdasse Sanat. Оплата задолженности  была одобрена Национальной ассамблеей Венесуэлы, однако  до настоящего времени не погашена. Контрактные обязательства предполагали строительство цементного завода в г. Эль-Пинто, штат Монагас. Предприятие должно было начать свою работу в 2008 г., однако запуск производства перенесен на март 2012 года. 120 млн долл. предназначается автомобильным компаниям Khodro Industrial Group и Saipa, 80 млн – строительным фирмам Kayson и Iranian Housing Company, получившим эксклюзивные контракты на строительство жилья в Венесуэле. Накопившаяся задолженность свидетельствует об экономических трудностях Венесуэлы и затруднит выполнение ее контрактных обязательств.


В самой Венесуэле ряд оппозиционных политиков выразили озабоченность крепнущими из года в год связями с Ираном. В частности, один из потенциальных кандидатов в президенты на выборах 2012 г. Диего Арриа назвал визит Ахмадинежада провокацией, ставящей цель выставить Венесуэлу в нелицеприятном свете перед США и их союзниками.


10 января М. Ахмадинежад принял участие в инаугурации президента Никарагуа Даниэля Ортеги. Присутствие на церемонии вступления в должность не предполагало проведения официальных переговоров.  Д. Ортега лишь в очередной раз выразил солидарность с Ираном и выступил в поддержку его ядерной программы. Никарагуанско-иранские отношения получили значительный импульс после прихода к власти Д. Ортеги в 2007 году. Иран участвует в строительстве ряда инфраструктурных объектов, в том числе морского порта и гидроэлектростанции. 


На Кубе состоялись его переговоры с председателем Госсовета и Совета министров Раулем Кастро и встреча с Фиделем Кастро. М.Ахмадинежад выступил в Гаванском университете, присудившем ему степень почетного доктора за «усилия по созданию справедливой международной системы и борьбу с капиталистических державами за права наций». Иранский президент отметил мирные стремления своей страны в разработке ядерной программы, осудил капиталистический строй и призвал к созданию нового мирового порядка, основанного на справедливости и уважении каждого. Хотя приоритетом двусторонних отношений считается торгово-экономическое сотрудничество, уровень товарооборота остается крайне низким,  а с 2008 по 2009 г. сократился с 50 до 27 млн долларов. Тем не менее на переговорах с Р. Кастро М. Ахмадинежад отметил удовлетворительное состояние двусторонних отношений и заявил, что обе страны объединяет единая позиция по отношению к «американскому империализму», a также желание продолжать борьбу за «права народов». Куба в лице Р. Кастро поддержала стремление Ирана разрабатывать свою ядерную программу.


По итогам переговоров с эквадорским коллегой Рафаэлем Корреа стороны подписали 30 договоров в сфере энергетики, нефтяной и пищевой промышленности. Президенты предложили создать единый фронт по защите стран и народов, которым «угрожают силы империализма». Р. Корреа выразил удивление по поводу обеспокоенности западных стран относительно разработки мирной иранской ядерной программы и осудил политику двойных стандартов государств, не подписавших договор o нераспространении ядерного оружия.


Латиноамериканское турне М. Ахмадинежада нацелено на поиск солидарности и поддержки леворадикальных режимов в условиях международной изоляции и даже возможного вооруженного конфликта с НАТО в связи с последними инициативами иранского руководства ограничить экспорт нефти в западные страны и угрозой перекрытия Ормузского залива, через который на мировой рынок поступает около 35% нефти. Это необходимо иранскому лидеру как для решения внешнеполитических, так внутриполитических задач. В то же время нельзя не учитывать, что члены ALBA не играют значительной роли в мировой политике и экономике в отличие от регионального лидера Бразилии, обладающей реальным потенциалом для развития экономического сотрудничества, которая в последнее время несколько дистанцировалась от Ирана. Очевидно, что в латиноамериканском векторе иранской внешней политики экономические интересы отходят на второй план. Нельзя не учитывать, что стремление Ирана установить более тесные отношения с Латинской Америкой вызывает опасение среди оппозиционных сил ряда государств, опасающихся укрепления отношений с этим нестабильным государством.  Кроме того, политические мотивы заставляют леворадикальные режимы максимально дистанцироваться от западных стран, способных оказать существенную помощь в решении острых социальных проблем на основе взаимовыгодного сотрудничества.


Егор Прусов


Пятилетие «гражданской революции» в Эквадоре


15 января 2012 г. исполняется пять лет с момента вступления в должность президента Эквадора Рафаэля Корреа.  В современной истории Эквадора – это уникальной случай, когда главе государства удалось продержаться у власти столь длительный срок. Большинство местных аналитиков, несмотря на ряд острых внешне- внутриполитических моментов, квалифицируют прошедшее пятилетие как наиболее стабильный этап развития государства за последние 20 лет. В фазу нестабильности Эквадор вступил в середине 1990-х годов. В 1997 г. народные протесты, вызванные недовольством проводимыми в стране неолиберальными реформами, привели к отставке президента Абдалы Букарама. Его место занял Хамиль Мауад, продержавшийся у власти чуть более полутора лет и вынужденный покинуть пост под общественным давлением. То же самое произошло с Лусио Гутьерресом, находившемся во главе государства 2 года и три месяца и смещенным с поста президента в 2005 г. также в результате народных выступлений.


Пришедший к власти в январе 2007 г. Р.Корреа пошел по венесуэльскому пути модификации конституции. Через три месяца после инаугурации был проведен успешный референдум о созыве Конституционной ассамблеи, в оперативном порядке прошли выборы в новый законодательный орган. В сентябре 2008 г. новая конституция вступила в силу.  Одним из основных ее положений стала защита государственных интересов в политической и экономической сферах. Государство оставило за собой право управлять стратегическими отраслями экономики (при создании смешанных предприятий государство сохраняет за собой контрольный пакет акций).


В апреле 2009 г. в Эквадоре прошли внеочередные всеобщие выборы, на которых Р.Корреа удалось подтвердить свои президентские полномочия (за него проголосовали 52% избирателей). Только после вышеуказанных демократических процедур Р.Корреа решился на серьезные внешнеполитические шаги, центральными из которых стало вступление в блок ALBA в июне 2009 г. и закрытие военной базы США в ноябре 2009 г. по истечении срока аренды. После переизбрания в 2009 г. президент подтвердил курс на «социализм XXI века» и на радикализацию «гражданской революции». Одним из проявлений объявленной стратегии стало создание в августе того же года Комитетов защиты революции – аналогов подобных организаций на Кубе и в Венесуэле.


Самым острым политическим моментом за время пребывания Р. Корреа у власти стала попытка государственного переворота в  сентябре 2010 г., поводом для которого послужило принятие закона о государственной службе. Закон расценивался оппозицией и многими СМИ как существенно сужающий трудовые права госслужащих. Власти аргументировали его принятие сокращением бюджетных средств в результате мирового кризиса. Особенное недовольство проявляла Национальная полиция. Эскалация конфликта угрожала подрыву конституционного порядка и дестабилизацией всей политической системы, однако правительству удалось оперативно погасить мятеж полицейских. После  попытки переворота полиция была реорганизована и лишена финансовой и организационной автономии.


Социально-экономическая ситуация в современном Эквадоре остается достаточно сложной. Около 42,2% населения живет за чертой бедности, 3 млн чел. вынуждены зарабатывать на жизнь за рубежом. Троекратный рост расходов государства на образование и здравоохранение, многочисленные социальные программы, увеличение вдвое субсидий бедным слоям населения и другие меры смогли лишь частично амортизировать имеющиеся проблемы, но уровень социальной напряженности по-прежнему остается высоким.


Довольно сложно складываются отношения Корреа с индейским населением – традиционно довольно мощной политической силой. Именно выступления индейских организаций стали решающим фактором свержения эквадорских президентов. При нынешней власти коренное население ограничивается стремлением к корректировке внутриполитического курса, однако возникающими разногласиями может воспользоваться политическая оппозиция. Переход индейских организаций в радикальную оппозицию означал бы полный подрыв социальной базы президента. К настоящему моменту имели место лишь отдельные проявления недовольства.


В Эквадоре существует угроза сепаратизма, однако пока она находится в латентной фазе. Опорой сепаратистских сил является самый населенный и самый развитый департамент – Гуаякиль, управляемый представителем оппозиции. Уже имели место отдельные симптомы стремления к автономии. В мае 2010 г. местные власти при поддержке массовых протестных манифестаций потребовали большей автономии и выделения из федерального бюджета на муниципальные нужды дополнительно 17 млн долларов. На тот момент властям удалось канализировать протест в мирный диалог, но нельзя исключать в краткосрочной перспективе более радикального сценария. Предоставление Гуаякилю автономии привело бы к полной дестабилизации внутриполитической и экономической ситуации в Эквадоре.


В мае 2011 г. проявилось очень тревожное для властей новое явление – угроза «индейского сепаратизма». На общенациональном референдуме по 10 поправкам в Основной закон все районы Амазонии, где проживает индейское население, проголосовали против инициатив правительства. Когда результаты были объявлены, лидеры индейских организаций предложили, чтобы принятые решения не имели силы в тех провинциях, которые проголосовали против. Это предложение удалось свести на «нет», но сам факт его появления несет потенциальную угрозу. Для снижения уровня недовольства правительство в оперативном порядке стало проводить в Амазонии социальные программы. 


В экономическом плане Корреа реализует курс укрепления позиций государства в экономике. В конце 2011 г. президент инициировал дальнейший пересмотр контрактов иностранных нефтяных корпораций. Стремление усилить роль государства в нефтяном секторе посредством ущемления интересов частных игроков создает дополнительные внутриполитические риски. Нельзя исключать, что к попыткам дестабилизации ситуации в стране подключатся внешние силы, ранее находившиеся в тени.


Президент проводит довольно жесткую антикоррупционную политику. В сентябре 2011 г. президент объявил чрезвычайное положение в судебной системе с целью проведения антикоррупционной чистки среди судей. Фактически судебная власть оказалась полностью парализована. Принятие жестких мер по борьбе с коррупцией рискует обернуться конфликтом с судебными инстанциями, чем могут воспользоваться оппозиционные силы.


За пять лет президентства Р. Корреа было проведено 8 электоральных процедур, на которых власть не потерпела ни одного поражения. Это свидетельствует о достаточно стабильном демократическом процессе в андском государстве. На президентских выборах,  намеченных на январь 2013 г., оппозиция намерена взять реванш. Экс-президент Л. Гутьеррес призывает к достижению общенационального пакта с целью поражения Р. Корреа. Предстоящий год обещает быть весьма напряженным с точки зрения отношений между властью и оппозицией, которая может спровоцировать еще большую нестабильность. Возможен рост активности радикальных противников действующего президента. Вероятно, в арсенале оппозиции есть еще ряд неочевидных методов внутриполитической дестабилизации, некоторые из которых пока применены в «тестовом режиме» (например, конфликт с газетой El Universo). 


К концу 2011 г. уровень популярности главы государства колебался в районе 55-60% (в 2007 г. данный показатель составлял 70%, в 2009 – 41%, в 2010 – 51%), что свидетельствует о возможности консолидации социальной базы «гражданской революции» к началу предвыборной кампании.  В случае выдвижения своей кандидатуры на президентских выборах Корреа имеет реальные шансы на переизбрание.


Андрей Пятаков


Ямайка: задачи и первые шаги нового правительства


После уверенной победы Народной национальной партии (PNP) на парламентских выборах в декабре 2011 г.  правительство Поршии Симпсон-Миллер столкнулось с целым рядом проблем. В своей инаугурационной речи новый премьер-министр объявила об основных направлениях своего мандата. Основным вызовом,  стоящим перед правящей партией, остается сложная ситуация, спровоцированная мировым экономическим кризисом, особенно высокий уровень бедности и безработицы,  превышающей 90 тыс.  человек.  


По соглашению, заключенному предыдущим правительством с МВФ, необходимо сократить фонд заработной платы в государственном секторе с 11 до 9%, что становится болезненным испытанием для бюджетников. Кроме того,  объявлено о проведении новых переговоров с МВФ относительно сроков погашения внешнего долга. Повышению занятости может способствовать стимулирование частного сектора,  снижение налогового бремени на предпринимателей и привлечение иностранных инвестиций. Уже объявлено о проведении налоговой реформы, которая осуществится после консультаций с представителями бизнеса. Неоднократно говорилось и о полной отмене налога на потребление энергии, одного из самых высоких в карибском регионе.


Для решения социальных проблем правительство намерено восстановить добычу бокситов и алюминия, приостановленную некоторое время назад. Ранее данный сектор играл важную роль в экономике, многие регионы зависели от добычи полезных ископаемых, обеспечивавшей занятость местного населения. Горнодобывающая промышленность может стать приоритетным направлением в развитии национальной экономики и способствовать усилению экспортного потенциала страны.  Проблему сокращения бюджетного дефицита и создания новых рабочих мест могли бы решить  инвестиции в производство продукции с высокой прибавочной стоимостью.


В политической сфере следует отметить достигнутые соглашения о сотрудничестве между PNP и JLP,  что,  по мнению руководства правящей партии, позволит обеспечить национальное единство, стабильность и порядок. Согласно достигнутым договоренностям правительство не будет использовать парламент для «продавливания» законопроектов, несмотря на то, что PNP располагает большинством мест в нижней палате (42 депутата от PNP и 21 – от JLP). Между правящей партией и оппозицией будут проводиться регулярные консультации, a министры станут регулярно отчитываться перед депутатами и сенаторами.


В сфере внешней политики правительство намерено добиваться выхода из Британского содружества наций. В 2012 г. исполняется 50 лет с момента провозглашения независимости Ямайки, однако по конституции главой государства остается английская королева, представленная на острове генерал-губернатором. По заявлению представителя Букингемского дворца,  решение о выходе из содружества полностью зависит от решения ямайских граждан.


Провозглашение республики не является исключительной прерогативой нынешнего правительства.  Ранее некоторые премьер-министры Ямайки уже выступали с аналогичной инициативой,  однако практическая реализация этого решения связана не только с бюрократической волокитой, но и с существенными финансовыми затратами. Учитывая неблагоприятную экономическую ситуацию на острове, выход из Содружества наций представляется маловероятным.


П. Симпсон также выразила стремление Ямайки играть большую роль в региональных интеграционных процессах, в частности в CARICOM, выдвинув на первый план необходимость создания Карибского суда как высшей аппеляционной инстанции в рамках объединения. 17 января 2012 г. Ямайка подписала соглашение с Кубой о сотрудничестве в сфере медицины. Гавана направит в дружественную карибскую страну 499 медиков,  первые 20 врачей и 97 медицинских сестер прибудут в феврале этого года.


Егор Прусов


Всемирный социальный форум в Порту-Алегри


С 24 по 29 января в бразильском городе Порту-Алегри состоялся XI Всемирный социальный форум (ВСФ), представляющий собой дискуссионную площадку для социальных движений и организаций, несогласных с существующими формами глобализации. Тема нынешней встречи была определена как «Капиталистический кризис, социальная и экологическая справедливость». В мероприятии участвовало около 40 тыс. человек. Форум был отмечен участием представителей новых социальных движений: американского «Оккупируй Уолл-Стрит», испанского Движения возмущенных, а также активистов «арабской весны» в Тунисе и Египте.


В качестве почетных гостей были приглашены президенты Бразилии и Уругвая.  Планировалось, что они примут участие в круглом столе «Диалог между гражданским обществом и правительствами». Несмотря на стремление форума дистанцироваться от властных структур и политических партий, в прошлом на ВСФ выступали президенты Венесуэлы, Бразилии, Уругвая и Эквадора. На этот раз уругвайский лидер Хосе Мухика так и не смог прибыть в Порту-Алегри. Бразильская же «делегация от власти» была представлена беспрецедентным составом: президентом государства Дилмой Руссефф, шестью министрами и председателем правящей Партии трудящихся Руи Фалькао.


Бразильский президент также была приглашена на проходивший в швейцарском Давосе одновременно с ВСФ Всемирный экономический форум (ВЭФ), однако предпочла встречу с социальными активистами. Д. Руссефф второй раз подряд отказывается от участия в давосском форуме, где собираются представители мировой финансовой элиты и правящих кругов наиболее развитых стран. По мнению влиятельной в Бразилии газеты «O Globo» это наносит ущерб внешнеэкономическому и инвестиционному имиджу южноамериканского гиганта. Кроме того, это первый случай в истории проведения ВЭФ, когда в нем не участвуют министры экономики и президент Центробанка  Бразилии, что может свидетельствовать о стремлении правительства дистанцироваться от идеологии экономической либерализации, доминирующей на ВЭФ. Любопытно, что предшественник нынешнего президента – Луис Инасио Лула да Силва – на протяжении восьми лет нахождения у власти не пропустил ни одного форума в Давосе.


В выступлении на социальном форуме Руссефф сделала акцент на неэффективности мер, предпринимаемыми большинством стран в качестве противодействия экономическому кризису. По ее мнению, созрела необходимость перехода к таким моделям общественного устройства, в рамках которых экономическое развитие должно быть основано на экологической безопасности и устойчивости. В целом в ее выступлении доминировали экологические акценты. И это было неслучайно, поскольку центральным моментом нынешнего ВСФ стала подготовка к июньской Встрече народов, которую планируется провести параллельно Конференции ООН по устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро. После выступления на форуме президент направилась с официальными визитами на Кубу и Гаити.


Латинская Америка занимает важное место в развитии альтерглобалистского процесса в целом и в организации главной ежегодной встречи альтерглобалистов. Достаточно сказать, что из 11 ВСФ семь прошли в латиноамериканских городах. Порту-Алегри, столица штата Риу-Гранди-ду-Сул, был местом проведения первых трех  ВСФ с  2001 по  2003 год. Выбор этого бразильского города был определен во многом тем, что в нем практиковалась система участия населения в распределении бюджетных средств, которую многие представители мирового альтерглобализма считали одним из инструментов построения партисипативной демократии.
 

В 2004 г. встреча прошла в Мумбае (Индия), а затем снова в Порту-Алегри. В 2006 г. Организационный комитет ВСФ принял решение о децентрализации ВСФ, одновременно в трех точках мира – Венесуэле, Мали и Пакистане – состоялись встречи альтерглобалистов. В 2007 г. в Найроби организаторы опять вернулись к унифицированной версии форума. В 2008 г. ВСФ был переформатирован в День глобальных действий, в котором приняли участие организации из более чем ста стран мира. В 2009 г. ВСФ вернулся в Бразилию в традиционном формате и прошел в провинциальном г. Белен. В 2010 г. был повторен опыт 2008 года. В 2011 г. ВСФ принял Дакар (Сенегал). Следующий ВСФ планируется провести в столице Египта Каире.


Андрей Пятаков


Партийная конференция и проблемы социализма на Кубе


28-29 января Компартия Кубы (РСС) впервые провела свою общенациональную партийную конференцию.  В ее работе принимали участие 811 делегатов, представлявших более 800 тыс. членов партии. Обнародованный в  октябре 2011 г. программный документ конференции широко обсуждался в первичных организациях партии и ее молодежной организации, в результате 78 тезисов из 96 подверглись редактуре, и было внесено пять новых положений.


Конференция, приуроченная к 159 годовщине со дня рождения национального героя Кубы Хосе Марти, проходила в закрытом режиме, в зал заседания не были допущены аккредитованные иностранные журналисты, кубинские СМИ полностью опубликовали только заключительное выступление Рауля Кастро. Делегаты распределились по четырем комиссиям, обсудившим методы и стиль партийной работы, политические и идеологические проблемы, кадровую политику и связи партии с Союзом коммунистической молодежи и другими массовыми организациями.


Ожидалось, что кубинское руководство объявит о продолжении и углублении начатых экономических реформ, не исключались и возможные кадровые изменения.  Тем не менее, еще до начала мероприятия Р. Кастро развеял имевшиеся иллюзии, подчеркнув, что не следует ждать от конференции исторических перемен, поскольку она будет посвящена исключительно проблемам внутрипартийной жизни и не повлечет значимых политических изменений.


В очередной раз Р.Кастро  выступил с резкой критикой представительной демократии и в защиту однопартийной системы перед лицом демагогии и коммерциализации политики.  Одновременно была поставлена задача расширять внутрипартийную демократию, усиливать климат максимального доверия и создать условия для широкого обмена мнениями как в рамках партии, так и в ее связях с населением. Лидер партии и страны  призвал кубинцев сплотиться вокруг партии, сохранить кубинскую нацию и достигнутые социально-экономические завоевания на основе неразрывного единства Родины, революции и социализма.


Во время дискуссии подвергалась критике кадровая работа партии (без упоминания конкретных личностей), указывалось на выполнение задач, не входивших в ее компетенцию,  что ограничивало руководящую роль организации и компрометировало ее политическую и идеологическую работу. Отсутствие предвидения и слабая требовательность способствовали продвижению незрелых и неподготовленных кадров. Хотя, как и на состоявшемся в апреле 2011 г. съезде, отмечалась необходимость выдвижения на руководящие должности женщин, негров, метисов и молодежи, не произошло никаких кадровых изменений, направленных на омоложение руководства и смену поколений. По мнению кубинского лидера, страна пока не располагает опытной и зрелой сменой, имеющей соответствующую подготовку и готовой взять на себя сложные функции руководства партией, государством и правительством. Р.Кастро подтвердил готовность ограничить максимальный срок пребывания высших должностных лиц у власти двумя пятилетними периодами, однако не уточнил сроки практической реализации этой реформы, которая, с его точки зрения, должна осуществляться постепенно, по мере актуализации социалистической модели. 


Значительное место в работе комиссий уделялось борьбе с коррупцией, которая, по мнению кубинского лидера, наносит  больший вред революции, чем подрывная деятельность правительства США и их союзников внутри страны и за рубежом. Коррупционеры подлежат исключению из партии и привлечению к  административной и уголовной ответственности. Предлагается принять меры и по борьбе с нарушениями дисциплины и другими негативными факторами.


Поднимался вопрос и об усилении политической и идеологической работы и необходимости индивидуального подхода к лицам, занятым в негосударственном секторе, о преодолении предрассудков и негативного и дискриминационного подхода к их деятельности.  Участники дискуссий отметили необходимость учета в работе муниципальных комитетов специфики тех или иных территорий, добиваться повышения профессионализма работников печати и улучшения качества СМИ.


Для укрепления революционного духа граждан предлагается объединить усилия семьи, учреждений образования и культуры, повышать общеобразовательный уровень населения, поощрять изучение отечественной истории, воспитание на основе традиций патриотизма, солидарности и интернационализма, принципов марксизма-ленинизма и взглядов Хосе Марти.


Перед партийными организациями ставится задача усиления контрольных функций, партия должна руководить государством и правительством, контролировать их деятельность и выполнение поставленных задач, однако ни в коем случае не подменять государственные и правительственные структуры.


Правительство США и его союзники традиционно обвиняются в подрывной деятельности против страны, а все противники режима в стране считаются «пятой колонной» и наемниками, стремящимися оправдать враждебную политику северного соседа и экономическую блокаду Кубы, лишить ее независимости и национального суверенитета.


Как и предыдущие партийные форумы, партийная конференция прошла по четко спланированному сценарию, основные положения партийного документа не подвергались сомнению и получили единодушное одобрение. Итоги конференции в целом вызвали разочарование  как у противников социализма, так и у сторонников его совершенствования. Стало очевидно, что нынешнее кубинское руководство стремится сохранить статус-кво и ограничиться минимальными изменениями. Несмотря на многочисленные призывы к изменениям, базовый документ конференции отражает преимущественно старый менталитет. Проведенные независимые соцопросы показывают скептическое отношение большинства респондентов к конференции и ее итогам. 


Не только приверженцы политической демократии и рыночной экономики, но и сторонники актуализации существующей социально-экономической и политической модели отмечают, что кубинское руководство, намеревающееся осуществить переход к смешанной экономике, не отдает себе отчета об издержках чрезмерной медлительности при проведении экономических реформ. Необходимы и более глубокие политические преобразования, даже если речь и не идет о переходе к многопартийной демократии. Положительные сдвиги невозможны без учета институциональных факторов, укрепления элементов правового государства и господства закона, особенно в экономической сфере, которая не должна зависеть от политической конъюнктуры. Узким местом остается смешение функций Государственного совета и Совета министров, сращивание партийного и государственного аппарата и политических и управленческих функций партии. Частью политической реформы могли бы стать и децентрализация жесткой властной вертикали, активизация деятельности Национальной ассамблеи народной власти, муниципальных и провинциальных органов.  На повестке дня стоят и демократизация внутрипартийной жизни, создание конкурентной среды и проведение альтернативных выборов партийных и государственных органов всех уровней.  В условиях усиливающегося экономического, социального и культурного плюрализма компартия уже не представляет интересов значительной части общества, у нее отсутствует политика по отношению к независимым работникам и новым земельным собственникам.


Своего рода вызов представляют бедность, неравенство, маргинализация и расизм, на повестке дня стоят переход к рынку и обеспечение устойчивого развития. Проводимые социальные опросы показывают, что наряду с экономической ситуацией граждане озабочены отсутствием гражданских свобод, возможности свободного выезда из страны  и доступа к информации. В документе даже не упоминается о росте абстенционизма и усилении политической апатии, для сохранения патриотизма населения, уставшего от постоянного дефицита товаров и услуг, уже недостаточно антиамериканской риторики и героического дискурса. Усиливается политический плюрализм, появляются альтернативные социальные проекты, основанные не на марксизме, а на религиозных и других ценностях. Остро стоит и проблема социальной мобильности, необходимости смены поколений в политбюро и расширения представительства различных категорий населения, полного отсутствия энтузиазма у молодежи, которая в качестве приоритетной задачи видит эмиграцию из страны. В подобной ситуации партийная конференция скорее носила формальный характер и не способствовала ускорению реформ.  


Збигнев Ивановский

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005