ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

МАЙ 2012 ГОДА

  • Права человека в Латинской Америке: доклады международных организаций
  • Энергетический рынок Аргентины и экспроприация акций YPF/Repsol
  • Новый закон о труде в Венесуэле
  • Президентские выборы в Доминиканской Республике
  • Рост социальной напряженности в Боливии
  • Колумбия: проблема насилия остается острой


Права человека в Латинской Америке: доклады международных организаций


Важное место в работе Организации американских государств (ОАГ) занимает правозащитная деятельность, в том числе и борьба за укрепление демократии и обеспечение прав человека. Показательно, что принятая ОАГ в 1948 г.  Декларация прав и обязанностей человека, была подписана учредителями организации за месяц до принятия Всеобщей декларации прав человека ООН и стала первым международным документом, действующим в этой сфере. Главными правозащитными механизмами стали  Резолюция генеральной ассамблеи ОАГ 1080, устанавливающая порядок реагирования на нарушения конституционного строя в странах континента, и Вашингтонский протокол, которым введено в действие т.н. Демократическое условие (cláusula democrática), предусматривающее приостановление участия государств в ОАГ в случае неконституционных изменений демократического порядка. На 28-й внеочередной сессии генеральной ассамблеи  ОАГ (Лима, 2001 г.) была принята Межамериканская демократическая хартия, закрепляющая механизмы применения Демократического условия.


Для защиты и продвижения прав человека в рамках ОАГ действуют два основных института – Межамериканская комиссия по правам человека и Межамериканский суд по правам человека. Комиссия состоит из семи независимых экспертов, избираемых на четырехлетний срок генеральной ассамблеей ОАГ, и регулярно рассматривает заявления о нарушениях прав человека от индивидов и представителей различных организаций.  


В ежегодном докладе за 2011 г., представленном 9 апреля 2012 г. председателем Межамериканской комиссии по правам человека (CIDH) Хосе де Хесусом Ороско Энрикесом (Мексика), в очередной раз обращается особое внимание на необходимость улучшения защиты и продвижения прав человека. Как и прежде, в «черный список» стран с серьезными нарушениями прав человека попали Венесуэла, Колумбия, Куба и Гондурас. В этих государствах, по мнению составителей доклада, действует дискриминационное законодательство, судебная власть считается слабой и ограничивается свобода выражения. Венесуэла упоминается в связи со структурными проблемами, вызванными действующими в течение 18 месяцев чрезвычайными полномочиями, предоставленными главе государства. По мнению CIDH, не соответствует международным критериям и венесуэльская судебная система, обвиняемая в пристрастности и зависимости от исполнительной власти. Боливарианская республика обвиняется также в злоупотреблении уголовным правом и в несоблюдении прав заключенных. Комиссия указывает также на отсутствие личной безопасности граждан, высокий уровень насилия и отсутствие наказания за большинство совершенных преступлений.


Основные проблемы Колумбии доклад увязывает с еще не демобилизовавшимися незаконными вооруженными формированиями и с преступлениями консолидировавшихся новых криминальных группировок. Большую озабоченность вызывают также внесудебные расправы, осуществляемые представителями силовых структур, и безнаказанность многих преступлений подобного рода. В условиях продолжающего насилия, несмотря на усилия правительства, по-прежнему остается чрезвычайно острой проблема беженцев и вынужденных переселенцев. В докладе дается высокая оценка вступившему в силу Закону о жертвах и восстановлении земельной собственности, однако отмечается необходимость принятия более эффективных мер для его практической реализации.


Как и прежде, в 2011 г. Куба обвиняется в ограничении политических прав, в том числе свободы слова и объединений, отсутствии свободных выборов и независимой судебной власти, не изменилось и законодательство, ограничивающее свободу передвижения. Комиссия настаивает на признании недействительными судебных приговоров, вынесенных 75 диссидентам в 2003 г. во время т.н. «черной весны». (К настоящему времени все участники этого процесса по договоренности с Испанией и при посредничестве католической церкви освобождены и покинули Кубу). Вызывает возражение и сохранение в Уголовном кодексе Кубы понятия потенциально опасных лиц, особо склонных к совершению преступления.


Гондурас впервые попал в «черный список» после государственного переворота 2009 г., однако после восстановления конституционной формы правления в стране ситуация даже обострилась: постоянно нарушаются нормы правосудия, не обеспечивается безопасность граждан и имеет место их дискриминация.


Среди стран, добившихся заметного прогресса, называются Уругвай, заявивший о неприменении сроков давности к преступлениям диктаторского режима, и Мексика, где права человека включены в конституционные нормы.  Отмечается также важность публичных извинений, принесенных Сальвадором и Гватемалой за военные преступления, совершенные в период диктатур. В то же время в этих странах до конца не решены правовые проблемы женщин, коренного населения, иммигрантов, сексуальных меньшинств и правозащитников. 


23 мая 2012 г. авторитетная правозащитная организация «Международная амнистия» (AI) представила в Лондоне свой ежегодный доклад, где заявила об определенном прогрессе, достигнутом в этой сфере в Аргентине, Гватемале, Колумбии, Мексике и Бразилии. Тем не менее, как и CIDH, эта организация считает, что  в большинстве случаев в Латинской Америке нарушения прав человека остаются безнаказанными из-за  отсутствия независимого правосудия и политической воли.  Нередко, отметила Сьюзан Ли, директор латиноамериканского отдела «Международной амнистии», правозащитники, журналисты и работники судебных органов сталкиваются с проблемами при раскрытии преступлений. Большую озабоченность вызывает ситуация, связанная с постоянными нарушениями прав индейцев: властные структуры игнорируют интересы коренного населения при строительстве  крупных объектов на общинных землях и не думают о сохранении его традиционного образа жизни. 


В Мексике и странах Карибского бассейна огромную тревогу вызывает рост насилия, угрожающего жизни и  личной безопасности граждан. В борьбе с организованной преступностью и криминальными бандами силовые структуры также превышают свои полномочия, в Мексике и Гондурасе зарегистрированы случаи пропавших без вести во время военных операций. По мнению Международной амнистии повсеместно растет уровень организованной преступности, а нынешняя стратегия борьбы с ней потерпела провал.


В целом  с мнением ОАГ перекликается и направленный в Конгресс США доклад государственного департамента. В документе среди стран с наиболее многочисленными нарушениями прав человека фигурируют Куба, Венесуэла, Мексика и Гондурас, отмечается также и проблема безнаказанности преступлений в Колумбии. Наиболее жесткие заявления касаются Кубы, где с точки зрения госдепа большинство нарушений осуществляется по приказу правительства. По мнению США это явление имеет системный характер  и связано с угрозами, запугиванием, преследованиями, задержаниями и произвольными арестами. По приводимым в докладе данным в 2011 г. число краткосрочных задержаний диссидентов достигло максимального за прошедшие 30 лет уровня.


Применительно к Венесуэле США выражают сожаление по поводу концентрации власти в руках президента, который использует предоставленные ему чрезвычайные полномочия для нарушения экономических прав и прав собственности. Кроме того, правительство обвиняется в необоснованном привлечении диссидентов к уголовной ответственности и ограничении свободы слова, в незаконных убийствах, включая казни подозреваемых в преступлении, в пытках и жестоком обращении с заключенными.


В Мексике, отмечает Вашингтон, большинство нарушений допускается в контексте противодействия организованной преступности, представленной главным образом транснациональными криминальными структурами, в борьбе с которыми (а иногда и не только) силы правопорядка допускают незаконные убийства, похищения и пытки. Среди стран Центральной Америки по чрезвычайно большому количеству жертв, уровню организованного насилия  и отсутствию борьбы с коррупцией лидирует Гондурас.  Никарагуа обвиняется в злоупотреблениях полиции и нарушениях, допущенных во время последних всеобщих выборов, в Гватемале и Сальвадоре широкий размах получила коррупция в институтах власти.


Среди основных проблем Колумбии фигурируют внесудебные преследования и убийства, связи военных с незаконными вооруженными формированиями, исчезновения людей и ситуация в тюрьмах. В Эквадоре, отмечается в докладе, продолжаются злоупотребления со стороны силовых структур, ограничивается свобода слова и широко распространена коррупция, в Боливии имеют место произвольные аресты и отсутствие открытости правосудия, в Перу – торговля людьми и коррупция в правительственных кругах. В Бразилии и странах Южного конуса основные проблемы связаны со злоупотреблениями полиции, переполненностью тюрем и жестоким обращением с заключенными, в карибских государствах и Доминиканской Республике – с внесудебными казнями  и злоупотреблениями  властей.


Еще в ноябре 2011 г. предварительный вариант доклада CIDH был направлен вышеупомянутым странам, однако ни Куба, ни Венесуэла никак не отреагировали на документ. Официальные комментарии последовали лишь в мае 2012 г.. когда президент Венесуэлы Уго Чавес поручил Государственному совету  изучить возможность выхода страны из Межамериканского суда и Межамериканской комиссии по правам человека. В развитие этой идеи министр иностранных дел Николас Мадуро назвал правозащитные структуры деградирующими, придерживающимися двойной морали и зависящими от международной бюрократии, контролируемой из Вашингтона. Венесуэльской политик призвал к демонтажу институтов, работающих в рамках ОАГ, и предложил  создать правозащитные механизмы при Союзе южноамериканских наций (UNASUR) и Сообществе латиноамериканских и карибских государств (CELAC), в которых не представлены Соединенные Штаты.


Еще более резко отреагировали на критику кубинские власти. Правительство страны назвало доклад госдепартамента ложью и искажением фактов, предпринятым для оправдания жестокой политики блокады. Министерство иностранных дел Кубы в свою очередь обвинило Соединенные Штаты в рекордных злоупотреблениях в своей стране и в мире. Представитель кубинского МИДа Хосефина Видаль, отвечающая за отношения с США, использовала традиционные аргументы о высоком уровне защиты социальных прав на Кубе, которому могли бы позавидовать значительное число жителей планеты, включая заметную часть населения самих Соединенных Штатов, и о помощи, оказываемой Кубой другим странам в сфере образования и здравоохранения, при этом ничего сказала о первой и второй корзинах – экономических и политических правах кубинских граждан.


Содержание докладов авторитетных международных организаций и государственного департамента США показывает, что их авторы не всегда остаются беспристрастными. Тем не менее, реальная ситуация с правами человека остается достаточно сложной и нуждается в принятии незамедлительных мер для ее улучшения.


Збигнев Ивановский


Александр Николаев


Энергетический рынок Аргентины и экспроприация акций YPF/Repsol


16 апреля 2012 г. президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер подписала декрет о приостановлении деятельности крупнейшей нефтегазодобывающей корпорации YPF/Repsol со смешанным аргентино-испанским капиталом, сделав по этому поводу специальное заявление по национальному телевидению. В тот же день в Национальный конгресс был направлен законопроект под названием «Yacimientos Petrolíferos Fiscales» об «экспроприации и передаче для общественных нужд 51% акций компаний YPF S.A. y Repsol YPF Gas S.A.», принадлежащих Repsol (Испания). 


25 апреля законопроект был одобрен Сенатом, а 3 мая – Палатой депутатов, и после промульгации 4 мая обрел силу закона (закон №26741). Большая часть аргентинского населения поддержала действия правительства.


Сразу после подписания декрета служащим Repsol был закрыт доступ в офис компании. Временными управляющими YPF стали два высокопоставленных правительственных чиновника.


Первые симптомы перехода к более жесткой политике официального Буэнос-Айреса в отношении энергетических компаний проявились в связи с неутешительными итогами 2011 г., когда Аргентина впервые за почти четверть века превратилась в чистого импортера углеводородов, что не могло не вызвать озабоченность в правящих кругах. К. Фернандес де Киршнер призвала иностранные нефтяные корпорации больше инвестировать в национальную экономику и увеличить производство нефти для внутренних нужд, что позволило бы сократить импорт углеводородов. Одновременно в рамках новой стратегии по постепенному сокращению субсидирования экономики правительство приостановило действие двух государственных программ, предоставлявших льготы нефтедобывающим компаниям. В условиях ужесточения условий ведения бизнеса YPF/Repsol сократила поставки топлива на местный рынок, тем самым войдя в конфликт с аргентинскими властями.


По просьбе федерального правительства к атаке на YPF/Repsol присоединились аргентинские провинции, которым согласно конституции принадлежат земли и недра. Губернаторы один за другим отзывали у компании лицензии под предлогом отсутствия у нее стратегического инвестиционного плана, хотя в начале февраля YPF/Repsol  представила доклад, в соответствии с которым в 2011 г. увеличила инвестиции на 50%. Одновременно YPF/Repsol были предъявлены налоговые претензии. Стало ясно, что над компанией сгущаются тучи. В Аргентину зачастил президент Repsol (Испания) А.Бруфау. Это позволило отложить обнародование уже принятого президентом Аргентины решения до 16 апреля.


По мнению экспертов, одной из причин экспроприации акций испанского энергетического гиганта было стремление аргентинского правительства установить контроль над крупным нефтяным месторождением на юго-западе Аргентины Вака Муэрта, открытым YPF/Repsol в ноябре 2011 года. По предварительным оценкам, потенциал месторождения составляет 927 млн баррелей углеводородов в нефтяном эквиваленте в примерном соотношении нефти и газа 4:1, позже оценка запасов существенно возросла.  Освоение обнаруженных месторождений сланцевой нефти потребует гигантских капиталовложений, но в случае успеха потенциально способно вывести страну на третье место в мире (после США и Китая) по объему запасов данного типа углеводородов. 


Решение  аргентинского правительства вызвало негативную реакцию со стороны испанских властей, принявших по свежим следам некоторые меры экономического характера, отказавшись, в частности, от импорта аргентинского биодизеля. Руководство Repsol, претендующее на компенсацию в размере 10,5 млрд долл., прибегло к помощи международного арбитража, подав рекламацию в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. И хотя шансы на получение материальной компенсации за изъятые акции невелики, а сам факт произошедшего не радует ни испанское правительство, ни предпринимательские круги, возможности для принятия действенных санкций в отношении Аргентины ограничены по причине значительных интересов испанского бизнеса в этой стране.


Исторически YPF была самой крупной государственной компанией Аргентины. В 1992 г. она была приватизирована правительством Карлоса Менема, а в 1999 г. контрольный пакет акций компании был приобретен испанской Repsol. В 2008 и 2011 гг. под давлением аргентинских властей 25,46% акций YPF/Repsol перешли к местной группе Peterson . Сейчас Repsol является миноритарным акционером YPF. После экспроприации 51% акций у нее осталось 6,43%, однако позже из-за неуплаты долгов группой Peterson  к ней отошли еще 6%. В итоге акции в YPF распределились следующим образом: 51% - у государства, 19,57% - у группы Peterson , 12,43% - у Repsol, 17% размещены на фондовом рынке.


Новой YPF постепенно возвращают отозванные в первые месяцы этого года лицензии. Провинции, оказавшие федеральному правительству существенную помощь, получили свою долю акций в компании. Согласно принятому закону экспроприированные акции распределяются между государством и нефтедобывающими провинциями в пропорции 51%  к 49% (т.е. 26,03% акций YPF – у государства, 24,97% - у провинций). Задача аргентинского правительства – найти необходимые инвестиции и квалифицированный персонал для восстановления полноценной деятельности YPF.


После перехода в государственную собственность YPF лидерство в энергетическом секторе среди частных иностранных компаний перейдет к корпорации Pan American Energy (PAE), в которой 60% акций принадлежат  British Petroleum, 40% - частной аргентинской компании Bridas. На долю PAE приходится 20% добываемой на территории Аргентины нефти. Кроме того, она является третьим в Аргентине, после YPF и  Total Austral (Франция),  производителем газа (15% рынка). В провинции Чубут PAE разрабатывает самое большое на сегодня месторождение нефти Серо Драгон.


Третьим крупным игроком в энергетическом секторе является местный филиал бразильской корпорации Petrobras, на долю которого приходится 7% производства нефти и 9% газа.
На четвертом месте по добыче нефти находится местная Pluspetrol, за которой следуют Sinopec (Китай), Chevron (США) y Tecpetrol, принадлежащая аргентинской группе Techint. Кроме этих компаний, в Аргентине насчитывается более 30 фирм, занятых в нефтегазовом секторе, в их числе чилийская Enap Sipetrol и американская Apache.


Андрей Пятаков


Наиля Яковлева


Новый закон о труде в Венесуэле


7 мая 2012 г. в Венесуэле вступил в силу новый Органический закон о труде, подписанный президентом 30 апреля. Действовавшее до этого законодательство было принято в 1997 г. еще до избрания Уго Чавеса на пост президента и не соответствовало новым политическим реалиям. Законопроект начал разрабатываться около двух лет назад и прошел множество процедур согласования. В его разработке приняли участие низовые организации гражданского общества – территориальные и трудовые советы (от них поступило более 19 тыс. предложений).


Отныне продолжительность рабочей недели сокращается с 44 до 40 часов, суббота становится вторым выходным днем, лимит на продолжительность работы в ночное время  снижается с восьми до семи часов. Новый режим труда должен быть повсеместно внедрен в течение года. Ранее пятидневная неделя функционировала только на отдельных предприятиях и главным образом в частном секторе. Нынешнее трудовое законодательство частично повторяет одно из предложений, вынесенных на референдум в декабре 2007 года. Тогда предлагалось ввести шестичасовой рабочий день при сохранении шестидневной рабочей недели, но из-за неудачи правительства на референдуме инициатива так и не была реализована. Целью государства объявлено дальнейшее сокращение рабочего дня.


Новым законодательством запрещается перевод трудящихся на субконтракт (сейчас в таком режиме работает 1,2 млн работников). Полностью ликвидировать систему субподряда планируется в течение трех лет, на данный период вводится мораторий на увольнение контрактников, которые приравниваются к остальным по всем социальным правам.


Значительно облегчается режим работы трудящихся в связи с уходом за детьми. Так, женщинам предоставляется шесть месяцев  до- и послеродового гарантированного отпуска, 14 дней отпуска отцу после рождения или усыновления ребенка, 26 дней – приемной матери. С начала беременности до исполнения ребенку двух лет ни мать, ни отец не могут быть уволены. Кормящей матери предоставляется в день два перерыва по полчаса, если на предприятии есть детский сад, и по полтора при его отсутствии.


Закон стремится урегулировать трудовые отношения в неформальном секторе экономики, в котором по данным Национального института статистики (INE) занято 42% экономически активного населения.  «Самозанятые» (домработницы, надомники и др.) получают те же права, что и все трудящиеся, а заключивший с ними договор считается работодателем и несет соответствующие обязанности.


Другой существенный момент закона заключается в восстановлении системы пособий, сильно урезанной законом 1997 года. При содействии государственной нефтяной корпорации PDVSA создается Национальный фонд социальных пособий для обеспечения выплат трудящимся в случае банкротства или закрытия предприятия. При увольнении работника работодатель обязан выплачивать ему компенсацию  в размере двух месячных зарплат. Изменяется порядок исчисления социальных пособий (отныне их сумма определяется с учетом выслуги лет и на основе последней месячной зарплаты). За любую отсрочку их начисления работодатель выплачивает проценты.


Существенно ограничиваются права работодателя: работник не может быть уволен без достаточных оснований с момента трудоустройства (раньше действовал трехмесячный испытательный  срок).


Закон вызвал сильное недовольство со стороны ведущего объединения предпринимателей – Fedecámaras. Президент этой организации Хорхе Ботти заявил, что он значительно ущемляет права работодателей и в целом носит «репрессивный» характер, поскольку  за нарушения трудового законодательства предпринимателями вводится, кроме штрафа, полицейский арест (домашний или в комиссариате, в отличие от тюремного заключения может быть заменен штрафом). Арест от 6 до 15 месяцев предусмотрен в случае отказа восстановить на работе незаконно уволенного работника, за нарушение права на забастовку и незаконное закрытие предприятия. Новый закон вводит дополнительные и значительно увеличивает действовавшие ранее штрафы, налагаемые на работодателей в случае ненадлежащего выполнения своих обязанностей. Предпринимали недовольны и тем, что при разработке закона с ними не было проведено консультаций. Fedecámaras собирается подать жалобу в Международную организацию труда с требованием пересмотра новых трудовых норм.

 

Андрей Пятаков


Президентские выборы в Доминиканской Республике


20 мая 2012 г. в Доминиканской Республике состоялись выборы главы государства. По официальным данным в первом туре голосования за кандидата правящей Партии доминиканского освобождения (PLD) Данило Медину Санчеса проголосовали 2,32 млн избирателей (51,21%). Его основного соперника, кандидата оппозиционной Доминиканской революционной партии (PRD) Иполито Мехиа Домингеса, поддержали 46,95% (2,13 млн). Четыре остальных претендента в сумме набрали менее 2% голосов. В голосовании приняли участие свыше 4,5 из 6,5 млн зарегистрированных избирателей, в том числе и 328 тыс. доминиканцев, проживающих за рубежом.


После объявления итогов выборов И.Мехиа обвинил действующего президента Леонеля Фернандеса в «беззастенчивом вмешательстве» в избирательную кампанию, чрезмерном использовании административного ресурса и оказании давления на Высший избирательный суд, аннулировавший создание оппозиционной коалиции. Раздавались и обвинения в неконтролируемом финансировании избирательной кампании, нарушениях электорального процесса и манипулировании результатами выборов. Тем не менее, представители  Организации американских государств (ОАГ), посольства США и международные наблюдатели признали, что определенные нарушения, имевшие место со стороны всех политических сил, были несущественными, а итоги голосования полностью отражают народное волеизъявление. Проводившиеся соцопросы также отдавали предпочтение партии власти и исключали необходимость проведения второго тура голосования. Официальные данные близки и к итогам экзит-поллов. В конечном счете И.Мехиа принял решение стать лидером оппозиции ради соблюдения национальных интересов, сохранения мира и спокойствия в стране и призвал всех граждан к единству, направленному на укрепление демократической системы.


Все всякого сомнения, победе кандидата правящей партии способствовали высокий рейтинг Л. Фернандеса, главы государства с 1996 по 2000 и с 2004 г. по настоящее время. Важную роль сыграла и популярность первой леди Маргариты Cеденьо де Фернандес, баллотировавшейся на пост вице-президента.  Положительный для Д.Медины эффект сыграла поддержка третьей по значимости правоцентристской Социал-христианской реформистской партии (PRSC), которая значительно уступает по социальной базе системообразующим партиям, однако продолжает сохранять определенное влияние среди крупных землевладельцев и предпринимателей и части белого населения, придерживающегося консервативных ценностей.


Поражению оппозиции объективно способствовал не столько вынужденный отказ от коалиции с потенциальными миноритарными союзниками, сколько отсутствие единства самой PRD из-за острых противоречий между И.Мехиа и председателем партии Мигелем Варгасом Мальдонадо, который проиграл с небольшим отрывом первичные выборы и фактически отказался от поддержки единого партийного кандидата. В вину М.Варгасу однопартийцы ставят и конституционную реформу 2010 г., основанную на соглашении с Л.Фернандесом (т.н. пакт Мигель-Леонель). Одним из ключевых положений новой конституции стал запрет на непосредственное переизбрание главы государства на второй срок, а инициировавший реформу Варгас рассчитывал на собственный успех.


Негативную роль сыграли и воспоминания о президентстве И.Мехиа (2000 – 2004), во время которого разразился экономический кризис, вызвавший банкротство ряда ведущих банков, девальвацию национальной денежной единицы, рост цен, особенно на товары первой необходимости, повышение уровня безработицы и бегство капиталов. Противники И.Мехиа обвиняли этого политического лидера в непотизме и протежировании многочисленных родственников и друзей, занимавших различные государственные должности. Кандидат оппозиции допустил и ряд грубых просчетов избирательной кампании.


Избранный президент Д.Медина  родился 10 ноября 1951 г. в многодетной семье в поселке Арройо-Кано (провинция Сан-Хуан). Будущий глава государства окончил химический факультет Автономного университета Санто-Доминго, работал в генеральной дирекции таможни, затем продолжил образование на экономическом факультете Технологического университета Санто-Доминго, получив диплом с отличием. В школьные и студенческие годы Д. Медина принимал самое активное участие в молодежном и студенческом движении. После раскола PRD и создания Партии доминиканского освобождения избирался заместителем секретаря по оргработе, членом ЦК и Политического комитета PLD, в 1996 – 2000 и 2004-2006 гг. в должности государственного секретаря  руководил администрацией президента и добился превращения кадровой правящей партии в массовую. В 1986, 1990 и 1994 гг. избирался в Палату депутатов, в  1990 -1994 гг. представлял PLD в Латиноамериканском парламенте, в 1994 – 1996 гг. занимал пост председателя нижней палаты. Неоднократно руководил национальной избирательной кампанией партии. В 2000 г. был кандидатом от PLD на президентских выборах, в 2008 г. проиграл первичные внутрипартийные выборы Л.Фернандесу, а 26 июня 2011 г. стал единым кандидатом PLD на пост президента. Женат, три дочери.


Вице-президент М.Седеньо де Фернандес родилась 1 мая 1965 г. в Санто-Доминго, закончила в 1987 г. юридический факультет Автономного университета Санто-Доминго, в 1995 г. магистратуру по предпринимательскому праву и экономического законодательству Католического папского университета «Mater et Magistra». Обучалась по программам урегулированя конфликтов и международного права в университетах Джорджтауна, Гарварда (США) и Женевы (Швейцария). В 2010 г. получила степень магистра политических наук испанского Университета Саламанки.  Занималась адвокатской практикой в частном секторе, в 1996 - 2000 гг. была юридическим консультантом президента республики. В качестве первой леди уделяла большое внимание решению социальных проблем, компьютеризации страны, экологии, борьбе с распространением ВИЧ и СПИДа, проблемам культуры и т.д. Мать троих  детей (двоих от первого брака).


Лидер оппозиции И. Мехиа родился 22 февраля 1941 г., окончил доминиканский Политехнический институт Лойола де Сан-Кристобаль и Государственный университет Северной Каролины (США) по специальности агрономия. В 1965 г. был назначен директором Национального института табака, с 1967 по 1978 г. работал в частном секторе, в 1978 г. занимал пост министра сельского хозяйства, в 1990 г. выдвигался на пост вице-президента, с 2000 по 2004 г. был главой государства, в 2004 г. проиграл президентские выборы Л.Фернандесу. Процветающий предприниматель в сфере табачной промышленности и агробизнеса. Женат, четверо детей.


Д.Медина приступит к исполнению своих обязанностей 16 августа 2012 года. Президент опирается на устойчивое парламентское большинство: в Национальном конгрессе (2010- 2016) правящая партия представлена 102 из 178 депутатов и 31 из 32 сенаторов. План работы правительства (2012 – 2016) отдает предпочтение социальным приоритетам, среди которых фигурируют обеспечение достойной и здоровой жизни для всего населения, сокращение бедности и социальной поляризации, увеличение численности среднего класса, создание новых рабочих мест. Важное место отводится жилищному строительству, развитию образования, здравоохранения, культуры и спорта. Достойный уровень доходов для населения должна гарантировать процветающая и конкурентоспособная экономика, основанная на привлечении инвестиций и поддержке предпринимательских кругов. Локомотивом развития остается туризм, одновременно большое внимание уделяется инновационным сферам, включению в глобальные рынки с учетом  международного разделения труда, устойчивому и сбалансированному развитию, решению экологических проблем и охране окружающей среды.


В политической сфере во главу угла ставится укрепление демократического и социального государства, обеспечение равных прав и возможностей для всего населения, децентрализация власти и борьба с коррупцией, соблюдение прав человека.


Перед новым главой государства стоит немало вызовов, поскольку относительно устойчивый экономический рост (4,5% в 2011 г.) не привел к решению острых социальных проблем. Более 40% граждан проживает за чертой бедности, 14% населения лишено работы (это самый высокий показатель в регионе). Постоянно растет стоимость жизни, сохраняются проблемы с электроснабжением, все чаще имеют место массовые протесты населения. Большую озабоченность у граждан вызывает ухудшение криминальной ситуации вообще и насилия в частности, связанного с легким доступом к огнестрельному оружию, наркотрафиком  и социальным неравенством. По данным Международной амнистии до 10% преступлений совершают представители силовых структур. Острой проблемой остается и неконтролируемая миграция из Гаити. После разрушительного землетрясения в этой беднейшей стране региона в январе 2010 г. Доминиканская Республика ослабила пограничный контроль, однако впоследствии начались массовые депортации гаитянцев, обвиняемых в распространении холеры, росте преступности и безработицы. Под давлением общественного мнения дети незаконных мигрантов, родившиеся в миграции, не считаются доминиканскими гражданами и лишены доступа к образованию и здравоохранению.


Нуждаются в диверсификации и внешнеэкономические связи: в настоящее время до 60%  доминиканского экспорта направляется в США, из этой же страны ежегодно поступает до 1,5 млрд долл. в качестве переводов от доминиканских мигрантов. В условиях мирового экономического кризиса денежный поток начинает ослабевать, сокращается и приток иностранных туристов.


Итоги выборов в очередной раз подтвердили устойчивость двухпартийной политической системы, представленной близкими по идеологии политическими партиями. Центристская PLD в целом придерживается позиций социального либерализма и последовательно выступает за приватизацию государственных предприятий, сохранение устойчивых макроэкономических показателей, открытую экономику, активизацию интеграционных процессов и тесное сотрудничество с международными финансовыми организациями. В отличие от классических неолиберальных партий в ее доктрине большее внимание уделяется социальным проблемам. Ее основной соперник – левоцентристская PRD трансформировалась в классическую социал-демократическую партию и также  занимает достаточно умеренные позиции, выступая за некоторое усиление государственного регулирования, поддержку мелкого и среднего бизнеса и решение достаточно острых социальных проблем.


Збигнев Ивановский


Рост социальной напряженности в Боливии


В апреле и мае 2012 г. в Боливии прокатилась волна социальных протестов. Катализатором обострения ситуации стал Декрет № 1126, принятый в январе и вошедший в силу в конце марта 2012 г. и предусматриввший увеличение рабочего дня для работников системы здравоохранения с 6 до 8 часов. Президент Эво Моралес признался, что принял столь непопулярное решение под давлением своих однопартийцев. В январе 2012 г. в Кочабамбе прошла партийная встреча представителей правительственного «Движения к социализму» (MAS). Поводом для мероприятия  стала подготовка к началу избирательной кампании 2014 г. в связи с намерением Моралеса переизбраться на третий срок. Именно на этой встрече было предложено принять пакет непопулярных мер, направленных на стимулирование экономики. Пробным камнем реализации данного пакета стала сфера здравоохранения. Медицинские работники расценили принятое решение как нарушение своих трудовых прав, поскольку  шестичасовой рабочий день в этом секторе введен еще в 1970 году. Аргументация  властей о необходимости повышения эффективности медобслуживания в госсекторе была воспринята профсоюзами в штыки. В свою очередь для адекватного решения указанной проблемы медперсонал предложил увеличить финансирование и модернизировать  техническую базу системы медобслуживания. Одновременно профсоюзы медработников объявили о начале бессрочной забастовки, в которой приняли участие около 30 тыс. человек. В результате система здравоохранения и медицинского образования (позже к врачам присоединились студенты вузов) была фактически парализована.


Опасаясь эскалации социального протеста и дестабилиции политической ситуации,  власти приняли ряд традиционных для начала мая экономических мер. Одной из них стала национализация активов иностранной корпорации, предпринятая уже в пятый раз с момента прихода нынешнего президента к власти. На этот раз под контроль государства перешла дочерняя компания корпорации Электрическая испанская сеть (REE). В одностороннем порядке боливийские власти объявили о передаче контрольного пакета акций государству, по указанию президента вооруженные силы страны  взяли под контроль имущество и оборудование компании. Поскольку REE владела 74% сети электропередач в стране, в результате национализации государство фактически становится монополистом в сфере транспортировки электроэнергии.


Национализация была проведена с использованием тех же аргументов, что и в соседней Аргентине, национализировавшей в середине апреля испанскую Repsol: Моралес объявил недостаточными инвестиции REE  в боливийскую экономику (за 16 лет было вложено 81 млн долларов). В отличие от аргентинского варианта, Боливия готова выплатить бывшим владельцам филиала REE 39 млн евро (за эту сумму предприятие было куплено в 1997 году). Испания же требует компенсации с учетом инвестиций в 67 млн евро. Переговоры еще не окончены, не исключено, что Боливия, опасаясь потерять доверие одного из ведущих инвесторов, пойдет на определенные уступки: в 2011 г. объем испанских капиталовложений в экономику Боливии составил  112,9 млн евро (это второй показатель после США - 127,7 млн евро).


Второй экономической мерой, объявленной 1 мая, стало повышение минимальной заработной платы на 8%, которая отныне составит тысячу боливийских песо (около 108 долл. США). По мнению Боливийского рабочего центра (COB), повышение зарплаты не  компенсирует потери реальных доходов, вызванных инфляцией. На протяжении длительного времени этот профцентр требует привести зарплату в соответствие с реальной семейной потребительской корзиной, составляющей примерно 1190 долл. в месяц. Пока даже средняя зарплата (590 долл.) не может обеспечить достойного существования.


В результате COB объявил о проведении двухдневной общенациональной забастовки, 8 мая на его призыв откликнулись работники городского транспорта, блокировавшие дорогу, соединяющую города Ла-Пас и Эль-Альто. В результате транспортного коллапса правительство приняло решении о сокращении рабочего дня государственных учреждений и закрытии школ в период проведения забастовки.


К протесту врачей и шоферов подключились индейские организации, выступающие против строительства федеральной трассы, пересекающей национальный парк и индейскую территорию TIPNIS. В сентябре 2011 г. проект был заморожен, однако в мае 2012 г. власти решили провести референдум о возобновлении строительства. Опасаясь подтасовок и фальсификаций, индейские организации в очередной раз приняли решение о проведении марша протеста.


В конце мая переговоры между правительством и профсоюзами медработников завершились успехом, в итоге декрет об увеличении рабочего дня был заморожен. Забастовка врачей продлилась 53 дня и стала центральной осью напряженной ситуации в Боливии, в ходе протестов имели место многочисленные столкновения протестующих с полицией. В свою очередь, в поддержку правительства выступили производители коки и работники ряда государственных учреждений.


Наиболее активные акции протеста прошли в главных административных центрах Боливии – в Ла-Пасе и Эль-Альто, что дало основания властям говорить о скрытом политическом характере массовых выступлений. В то время как проправительственная фракция в Национальной ассамблее обвинила оппозицию в разжигании социальной напряженности, оппозиционное Национальное единство в очередной раз заявило, что власти ищут виновных для оправдания собственной неэффективной экономической политики. Поскольку инициатива принятия непопулярных мер исходила от MAS, речь идет об усилении неоднородности внутри партии власти и наличии влиятельных сил, заинтересованных в дискредитации политики президента. По мере приближения выборов внутриполитическая борьба и социальная напряженность будут только нарастать.


Андрей Пятаков


Колумбия: проблема насилия остается острой


В течение полувека в Колумбии продолжается внутренний вооруженный конфликт, сопровождающийся непрекращающейся волной насилия. Ответственность за  совершенные преступления несут леворадикальные партизаны, ультраправые военизированные формирования (парамилитарес) и связанные и не связанные с наркомафией криминальные группировки.  Допускают злоупотребления во время антитеррористических операций и представители силовых структур.


Определенного улучшения ситуации удалось добиться за годы правления Альваро Урибе (2000 – 2010) в рамках провозглашенной им доктрины демократической безопасности. Из-за военных потерь и демобилизации части боевиков леворадикальной герильи численность Революционных вооруженных сил Колумбии (FARC) сократилась с 17 до 7–8 тыс. (к настоящему времени контингент FARC возрос до 9,2 тыс.), a Армии национального освобождения (ELN) — c 5 до 3–2,5 тыс. человек. В обмен на сокращение сроков заключения для парамилитарес и частичного отказа от их экстрадиции за рубеж демобилизовались от 31 до 35 тыс. участников ультраправых формирований.


Нынешний президент Х.М.Сантос Кальдерон, занявший свой пост в августе 2010 г.,  в качестве одного из приоритетов своей внутренней политики рассматривает борьбу с терроризмом, обеспечение личной безопасности граждан и прекращение  вооруженного конфликта.  Для достижения этих целей по-прежнему используются силовые методы, однако правительство не исключает и переговоров с герильей, предполагающих ее демобилизацию. Особое внимание уделяется социальной составляющей конфликта и созданию необходимой для его прекращения правовой базы. Большие надежды связываются с Законом о жертвах и возвращении земельной собственности. В соответствии с принятым в июне 2011 г. законопроектом все пострадавшие во время   конфликта получат денежную компенсацию. Одновременно  аннулируется право на земельную собственность, полученную с применением насилия, и устраняются юридические препятствия на пути возвращения земель их законным владельцам (см. подробнее Латиноамериканскую панораму за июнь 2011 года).


Продолжением работы в этом направлении может стать новый пакет законов под названием Юридические рамки для достижения мира. Законопроект определяет условия разоружения герильи и признания ответственности за совершенные преступления, установление объективной истины и компенсации всем пострадавшим. В случае его утверждения потребуется внесение изменений в конституцию, предоставляющих дополнительные полномочия президенту на переходный период. Для приоритетного рассмотрения дел, связанных с военными преступлениями, предполагается создать специальные органы правосудия. Чрезвычайное переходное законодательство предусматривает возможность досрочного освобождения находящихся в местах заключения участников вооруженного конфликта (как партизан, так и представителей силовых структур) и формы интеграции боевиков в мирную жизнь. Рассматривается вопрос о предоставлении  демобилизовавшимся незаконным вооруженным формированиям, невиновным в военных преступлениях и преступлениях против человечности, избирательных прав и политического представительства в органах власти.  Исключается применение указанного законодательства к членам криминальных группировок и к торговцам наркотиками. Подписание любого мирного соглашения увязывается с предварительным освобождением всех заложников. Законодательная инициатива уже одобрена Палатой депутатов, ожидается, что до завершения парламентской сессии в июне она будет рассмотрена и Сенатом.


Законопроект подвергается критике с различных сторон. Представители авторитетных международных правозащитных организаций Human Rights Watch и Amnesty International, а также сторонники жесткой линии в самой Колумбии  обвиняют законодателей в готовности простить все преступления и в пособничестве терроризму. Многие эксперты считают принятие закона преждевременным и опасаются, что герилья сможет использовать мирные переговоры для передышки и накопления сил. Прибавило оптимизма сторонникам мирного урегулирования конфликта появившееся на одном из сайтов заявление партизан о высокой оценке законопроекта и готовности заключить мирное соглашение с правительством. Вскоре эта информация была объявлена хакерской атакой и опровергнута секретариатом FARC, который теоретически не исключает возможности диалога, однако выдвигает заведомо невыполнимые требования.


На фоне дискуссии между сторонниками и противниками мирного процесса произошел ряд новых террористических акций, сопровождавшихся  человеческими жертвами или нанесших ущерб имиджу страны.  28 апреля 2012 г. в руки партизан попал французский журналист Ромео Ланглуа. Корреспондент Le Figaro и телеканала France-24 сопровождал военный и полицейский патруль, направлявшийся в отдаленный район сельвы, и собирался снять документальный фильм и подготовить репортаж о борьбе с наркотрафиком. Во время нападения на патруль одного из отрядов FARC погибли четверо военнослужащих, а сам журналист был ранен и взят в плен. В течение месяца немедленного и безоговорочного освобождения Р.Ланглуа требовали французское правительство, экс-кандидат в президенты Колумбии Ингрид Бетанкур, находившаяся в заложниках у партизан более шести лет. Вице-президент страны, бывший профсоюзный лидер Анхелино Гарсон назвал действия герильи произволом и вызовом свободе слова, которой добивались боевики в обмен на освобождение журналиста. Важным действующим лицом на некоторое время вновь стала бывший сенатор Пьедад Кордоба, неоднократно выступавшая в качестве посредника при переговорах об освобождении заложников. Через  32 суток Р.Ланглуа оказался на свободе, через журналиста партизаны передали письмо президенту Франции Франсуа Олланду с просьбой о посредничестве в урегулировании конфликта.  Р.Ланглуа, рассматриваемый партизанами в качестве военнопленного,  заявил об уважительном к себе отношении и о приемлемом содержании. По мнению французского журналиста, при освещении колумбийского конфликта пресса должна соблюдать объективность и излагать позиции обеих противоборствующих сторон.


15 мая в относительно спокойной столице произошло покушение на бывшего министра внутренних дел  Фернандо Лондоньо. Во время взрыва погибли его шофер и телохранитель, около 50 случайных прохожих были ранены. Официальные круги возлагают вину за террористический акт на FARC, однако некоторые эксперты не исключают  и авторства парамилитарес, готовых отомстить А.Урибе и его ближайшим сторонникам за экстрадицию в США многих наркодилеров. 


Большой общественный резонанс имело и нападение многочисленного отряда FARC на группу военнослужащих, охранявших бригаду рабочих при восстановлении  взорванной ранее линии электропередач в приграничном с Венесуэлой департаменте Гуахира. Во время боя погибли 12 военнослужащих, несколько солдат были ранены. После инцидента министр обороны Колумбии Хуан Карлос Пинсон заявил, что боевики  используют в качестве укрытия венесуэльскую территорию, а президент Х.М.Сантос обратился к своему венесуэльскому коллеге с просьбой не допускать передвижения партизан через слабо охраняемую границу.  А.Урибе, известный своей личной неприязнью к Уго Чавесу, занял более резкую позицию и обвинил главу соседнего государства  в сознательном укрывательстве партизан. Эта тема получила дальнейшее развитие в интервью для одной из колумбийских радиостанций венесуэльского  священника и журналиста Педро Хосе Пальмара. Известный оппозиционер рассказал, что по имеющейся у него информации по крайней мере три фронта FARC пребывают на территории Венесуэлы и что члены секретариата организации, в том числе и ее главнокомандующий Тимолеон Хименес («Тимошенко»), постоянно восстанавливают силы в усадьбе брата президента, губернатора штата Баринас Адана Чавеса.


У.Чавес категорически отверг подобные обвинения и заявил, что его правительство не позволит нерегулярным формированиям, какой бы идеологии они ни придерживались, находиться на территории Венесуэлы и нападать на соседние государства и не допустит втягивания страны в чужой конфликт. Одновременно глава Боливарианской республики принял решение о выделении дополнительного контингента для охраны границы и выразил готовность оказать содействие мирному процессу в Колумбии. Министр иностранных дел Колумбии Мария Анхела Ольгин подтвердила обещание Венесуэлы депортировать в Колумбию всех партизан, захваченных на венесуэльской территории.


Последние события имели и внутриполитические последствия, в частности, привели к дальнейшему обострению противоречий  между сторонниками А.Урибе и Х.М.Сантоса внутри правящей партии и в рядах политической элиты. Бывший президент, по-прежнему выступающий за силовое решение конфликта, обвинил нынешнее руководство в неспособности предотвратить обострение насилия, разрушении системы сотрудничества граждан с силовыми структурами и поиске возможности переговоров при посредничестве Венесуэлы. Крайне негативно оценил бывший глава государства и  последствия принимаемого законодательства для безопасности страны. Х.М.Сантос избегает публичной дискуссии со своим популярным предшественником и высказывает сожаление по поводу его критики любых действий нынешней администрации.


Збигнев Ивановский

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005